Газета «Наш
Мир» По всему миру правительства тратят сейчас миллиарды долларов на поддержку автопрома. Каков результат? США
Проблемы
начали копиться задолго до кризиса, потому и затраты больше, чем в
любой другой стране. GM и Chrysler уже получили кредиты на $17,4 млрд,
но просят еще $22 млрд, грозя в противном случае запустить процедуру
банкротства. Деньги им предоставляют в обмен на обещания
реструктуризации: сокращение 80 000 рабочих, закрытие заводов. $5 млрд
безвозмездно получат производители комплектующих. $2 млрд — субсидии
покупателям.
Россия
32,5 млрд руб.
будет потрачено на покупку машин российского производства для госнужд.
Еще 2 млрд руб. пойдут на возмещение 2/3 ставки рефинансирования ЦБ
тем, кто покупает в кредит «Жигули», «УАЗы», а также Ford, FIAT,
Renault и некоторые другие марки местной сборки. Этого хватит на 50
000-60 000 машин. Повышены пошлины на иномарки, из-за чего бюджет
потеряет 24,7 млрд руб. Возможна госгарантия по кредитам АвтоВАЗу на 10
млрд руб. Конкретный план спасения автопрома отсутствует.
Китай
Власти
стимулируют спрос, прежде всего в сельской местности: фермеры получат
субсидию до 10% цены, если заменят старую машину новой или купят
мотоцикл. Максимальная государственная помощь — $730 при замене старого
трехколесного грузовика. Количество заводов будет сокращено, останутся
самые крупные. Производственный план на этот год — более 10 млн машин.
Меры уже дали эффект: в феврале этого года продажи выросли на 25%.
Бразилия
Для
автомобилей с начала года понижена ставка налога на индустриальную
продукцию, в результате снижение цены на некоторые модели достигло
7,4%. Госбанки активизировали выдачу автокредитов. Продажи автомобилей
в первой половине марта увеличились по сравнению с прошлым мартом на
5,3%. Налог должен снова вырасти с 1 апреля, автопром лоббирует его
сохранение на нынешнем уровне.
Австралия
В
кризис правительство решило продолжить активно поддерживать разработку
экологичных автомобилей и чистых технологий. Программа рассчитана до
2020 г. В феврале 2009 г. рынок сократился на 3,5%, а по итогам года,
по прогнозам, сократится на 12-13%. Зато в 2010 г., как предполагается,
местный производитель Holden (второе место по продажам после Toyota)
сможет запустить в производство свой первый микролитражный автомобиль.
ЮАР
Государство
давно и регулярно поддерживает автопром, составляющий 7% его экономики.
В прошлом году поддержка (налоговые послабления плюс кредиты) выросла
на $300 млн. Но этого недостаточно: из 118 000 рабочих, занятых в
автопроизводстве (в основном производство компонентов), увольнение
грозит 30 000. Поэтому Национальная ассоциация автопроизводителей ЮАР
попросила у государства дополнительную помощь — $100-миллионный кредит
на два года под 2%. Правительство обещало $90 млн.
Франция
Помощь
оказывается только тем производителям, которые пытаются не закрывать
заводы на территории Франции. Renault считает, что принятых мер
недостаточно, и призывает ввести вдобавок налоговые послабления для
отрасли. Но в январе-феврале 2009 г. авторынок Франции упал всего на
10,9%, в то время как в Италии и Британии — больше чем на 28%, а в
Испании — на 46%.
Германия
Всем, кто
избавляется от автомобиля старше девяти лет с одновременной покупкой
нового, государство выплачивает €2500. На это выделено €1,5 млрд:
должно хватить на 600 000 человек. Снижены автомобильные налоги. Эффект
уже есть: спад производства автомобилей в Германии составил в прошлом
году всего 3%. В феврале 2009 г. продажи выросли на 21,5%, при том что
в целом по Западной Европе сократились на 17,3%. $17 млрд получили в кредит GM и Chrysler, но просят еще $22 млрд
22% — рост продаж автомобилей в Германии в феврале этого года благодаря введению субсидий
$730 — максимальная субсидия покупателю новой машины в Китае
2% годовых — $100-миллионный кредит с такой ставкой просит у властей автопром ЮАР |