Газета «Наш Мир» Глубина мирового финансового кризиса недооценивается, так как
аналитики, рассматривая кратко- и среднесрочные тенденции, забывают его
фундаментальные причины. После победы в «холодной войне»
развитые страны перекроили мир в интересах своих глобальных корпораций
слишком эгоистично, лишив значительную часть человечества возможности
нормального развития. Это не только вызвало глобальную напряженность,
терроризм и миграцию, но и прежде всего ограничило сбыт самих развитых
стран, на всех парах «влетевших» в кризис перепроизводства
(усугубленный злоупотреблением монопольным положением глобальных
корпораций). Стимулирование сбыта кредитованием неразвитого мира
стало лишь временным подспорьем и вызвало в 1997-1999 годах кризис
долгов, эхом которого стал крах «новой экономики» США в 2000 году. США
вытащили себя (и всю мировую экономику, стержнем которой они являются)
из начинавшейся в 2001 году депрессии двумя стратегиями. Первая
- «экспорт нестабильности», подрывающей конкурентов и вынуждающей их
капиталы и интеллект бежать в «тихую гавань» - США. Рост нестабильности
в мире оправдывает рост военных расходов в самих США, взамен рынка
стимулирующих экономику и технологии («военное кейнсианство»,
эффективно применявшееся Рейганом). Реализованная в 1999 году в
Югославии против еврозоны, эта стратегия исчерпала себя уже в Ираке.
События же в Пакистане свидетельствуют о ее вырождении в
контрпродуктивный для экономического развития США «экспорт хаоса»: США
даже не пытаются контролировать дестабилизируемые ими территории, став
катализатором глобального военно-политического кризиса. Второй
стратегией поддержки экономики США была «накачка» рынка безвозвратных
ипотечных кредитов (бывшая и формой социальной помощи). В начале 2000-х
годов США перевели спекулятивный «пузырь», которым они стимулировали
свою экономику, с фондового рынка на рынок недвижимости. Летом 2006
года из него начал выходить пар, в августе 2007 года была начата его
коррекция, сразу же вышедшая из-под контроля, и в сентябре 2008 года
«пузырь» лопнул. В результате сейчас проблема не столько в
нехватке ликвидности и не в кризисе долгов, сколько в отсутствии
источника экономического роста США, а с ними - и всей мировой экономики.
Даже оздоровление финансов США еще не решит проблему, так как не
смягчит кризис перепроизводства продукции глобальных монополий,
усугубляемый экспансией дешевой продукции Китая, и не создаст новый
экономический двигатель взамен разрушившихся. Это означает, что
из сегодняшнего кризиса мировая экономика выйдет (когда это произойдет)
не в восстановление, но в депрессию, длительную и достаточно тяжелую.
Усугубляет ситуацию и кардинальное изменение положения США. Они
сохраняют свое положение сверхдержавы - страны, осуществляющей
военно-политическую защиту своих союзников и за это получающей не
только выгоды технологического лидерства (так как военные расходы -
наиболее эффективный способ стимулирования технологического прогресса),
но и коммерческие уступки. Главная из них - согласие на
выполнение США функций глобального регулятора, включая эмиссию мировой
резервной валюты. После исчезновения сдерживающей силы в лице СССР
противоречие между интересами США как регулятора глобальных рынков и
как ключевого участника этих же рынков вышло на поверхность. Они
сохраняли свое положение сначала благодаря инерции, а с конца 90-х
годов, когда она иссякла, за счет нахождения новых глобальных врагов,
от которых они защищали мировое сообщество. Однако эти враги
были либо искусственными, либо слабыми и слишком явно оправдывали
сохранение американского лидерства (что привело к болезненным
разногласиям с Евросоюзом в отношении Ирака, Ирана и даже Северной
Кореи). Кроме того, «конфликт интересов» США подтачивал всю мировую
экономику. Сегодня попытки создания новой глобальной финансовой
архитектуры упираются в объективное противоречие интересам США, которым
старая, отжившая финансовая архитектура соответствует в наибольшей мере.
Объективная трудность для США поступиться своими текущими интересами
ради урегулирования глобальных проблем выталкивает, в том числе против
их воли, на авансцену мирового развития новых участников - Евросоюз,
Китай и, если у нашего руководства хватит интеллекта, Россию.
Понятно, что создать «с чистого листа» качественно новую экономическую
систему, аналог Бреттон-Вудских соглашений «для XXI века», не удастся,
- но наиболее насущные изменения, сформулированные еще в ходе кризиса
1997-1999 годов, скорее всего, будут реализованы, что будет означать
слом мирового порядка, сложившегося еще во второй половине 40-х годов.
В частности, необходимо:
обеспечить прозрачность движения спекулятивных капиталов с созданием глобального наблюдательного органа; превратить
налог на вывод из страны спекулятивного капитала из экстремальной меры
(в кризисе 1997-1999 года она спасла такие несхожие страны, как Чили и
Малайзия) в нормальный, признанный мировым сообществом инструмент
регулирования, применяемый при заранее определенных условиях; привести влияние различных стран на МВФ и Мировой банк в соответствие доле этих стран в мировой экономике; обеспечить
прозрачность работы МВФ и Мирового банка, вплоть до открытой публикации
и обсуждения их методических материалов (в том числе на стадии
разработки); превратить «большой восьмерки» в орган глобального
регулирования, что требует включения в нее всех стран мира, ВВП которых
не ниже канадского (это означает превращение G8 в G11 за счет Китая,
Бразилии и Испании; при снижении порогового уровня ВВП с 1,6 до 0,9
трлн.долл. G8 превращается в G16 за счет Индии, Мексики, Австралии,
Южной Кореи и Нидерландов), а также выработки процедуры принятия
обязывающих всех его членов решений.
Эти меры не
решат проблему нехватки спроса и не прекратят глобальную депрессию (ее
причины слишком глубоки), но позволят минимизировать ее последствия,
максимально облегчить и ускорить выход из нее. |