Газета «Наш Мир»
Неожиданное
и стремительное возрождение, казалось бы, навеки уснувшего исламского
мира, невероятные победы афганских и палестинских моджахедов над
величайшими армиями мира, взрывная созидательная активность западных
мусульман – все эти факты, буквально, застали врасплох и продолжают
обескураживать западных ученых и политиков.
Воистину мусульмане являются одной из самых больших загадок для
современной науки. Не потому, что они настолько недосягаемы и
недоступны для изучения. А потому, что они не укладываются ни своим
сознанием, ни своим поведением, ни в одну из придуманных на Западе
научных теорий.
Неожиданное единство
Мусульмане действуют в этом мире сообразно своей логике, которую они
черпают из Корана, Сунны, исламской истории и религиозных убеждений. И
каждый раз своими шагами ставят в совершеннейшее недоумение тех, кто
ожидал от них шагов, основанных на привычных Западу интересах – на
заботе только о своем достатке, индивидуализме, предельной и
выхолащивающей душу рациональности.
Согласно западной политической теории, после крушения Халифата, после
разобщения уммы и разделения ее между десятками искусственных
квази-государств, в которых правят ручные диктаторы, консолидированная
мусульманская политическая активность в мировом, да и региональном
масштабах, должна была полностью сойти на нет. Для этого, на взгляд
западных лидеров, были созданы все условия.
На самом деле, нет ни одного народа и ни одной единой прежде общины,
которые были бы порезаны и порублены на такое количество отдельных
государств. Взять, к примеру, основу уммы – арабов, которые оказались
поделенными западными колонизаторами на два десятка отдельных и
соперничающих друг с другом государств. Если бы такое было проделано, к
примеру, с русским или американским народом, то уже через пару
десятилетий они сошли бы полностью с мировой политической арены, как
самостоятельные игроки.
Однако современные западные политики и ученые вынуждены признавать,
что, несмотря на существующее между современными арабскими и иными
мусульманскими странами невероятное разобщение, невероятную разницу в
уровне жизни населения, невероятные идеологические разногласия и даже
войны друг с другом, мусульманский мир, как единый игрок на мировой
арене так и не исчез. Даже, наоборот, с каждым годом, он, как,
мифическая птица Феникс, все более и более возвращается к жизни.
Российский исламовед Виталий Наумкин осторожно замечает по этому
поводу: «Можно в целом заключить, что при всей разнородности
мусульманских государств и наличия между некоторыми из них глубоких
противоречий тенденция к политической консолидации, занятию общих
позиций в отношениях с западным миром и совместному отстаиванию
интересов там, где это возможно, может несколько усиливаться».
Умма, как единое тело
По сути дела, в современном мире нет ни одного глобального игрока,
настолько же разобщенного политически, экономически, социально,
идеологически и географически, как исламский мир.
И одновременно с этим
настолько же единого по своей коллективной направленности на
формирование общей мусульманской позиции практически по всем актуальным
вопросам современности.
Но при этом стоит обязательно указать, что формирование единой позиции
идет, конечно же, не от официальных лидеров мусульманских стран,
которые продолжают еще друг с другом разрушительную для единства
вражду. Вспомнить хотя бы, как «сдавали» недавно Газу президент Египта
Мубарак и король Саудии Абдалла.
Стремление к единству и формированию консолидированной позиции идет, в
первую очередь, от самого мусульманского сообщества. Или употребляя
исламский термин, стремление к единству проистекает от уммы, которая,
вне зависимости от государственных границ и раздоров между королями и
президентами, живет общими проблемами и общими интересами всего
сообщества.
В одном из хадисов говорится: «В своей взаимной любви, милосердии и
сочувствии друг к другу верующие подобны (единому) телу: если
какая-нибудь часть его начинает болеть, все остальные (части) тела
отзываются (на это) бессонницей и лихорадкой».
Глава Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла
Аширов так комментирует этот хадис: «Под словом
«единое тело» здесь подразумевается всемирная большая неразделимая
исламская умма. А под словом «органы» подразумеваемся мы - мусульмане,
разноязыкие, многоликие, относящихся к разным народам и расам, но
объединенные общей любовью к Всевышнему Аллаху, к Его посланникам и
единой для всех Его посланников религии - Исламу!»
Единое сознание уммы
Отталкиваясь от этого выражению, в котором
умма уподоблена единому телу, позволим себе утверждать, что у
мусульман наличествует не только единое тело и единые органы, но и
единое сознание. Данное утверждение имеет под собой не только основание
в Сунне, но и в современной науке, которая утверждает о существовании
общественного, или коллективного сознания.
Под коллективным сознанием принято понимать единое духовное и
интеллектуальное пространство народа, в котором находят отражение общие
интересы и представления различных социальных групп, классов, наций,
общества в целом. Однако коллективное сознание – это не только некий
склад общих для всех мусульман ценностей, верований и представлений о
жизни. Это еще и способность чувствовать себя единой умой, единым
организмом и предпринимать независимо друг от друга единые в своей
направленности шаги.
Однако для формирования единого коллективного сознания необходимо
наличие у народа еще и общей коллективной памяти – то есть памяти,
которая бережно и крепко хранит общие для всего народа события, победы,
переживания, опыт и модели поведения. Для мусульман мощным
аккумулятором единой коллективной памяти, конечно же, являются
коранические истории, Сунна и история жизни Посланника Аллаха (мир ему), а также
история первых и последующих поколений мусульман.
Вне зависимости от того, где живут сегодня мусульмане – под
притеснениями центральных властей в Восточном Туркестане, или в
британском обществе, в центре мусульманских земель – Мекке, или в
центре мирового ширка – Нью-Йорке, все они обладают единой коллективной
памятью, единой исторической памятью единой уммы. И эта единая память,
единое коллективное сознание, единые ценности и вера, позволяют
мусульманам вне зависимости от национальных границ сохранять свое
единство.
Чудеса коллективного сознания
Суть этого явления можно пояснить на примере строительства муравейника.
Один муравей не знает, как строить муравейник. 10, 20, 30 муравьев
также не знают, как делать это. Каждый из них будет заниматься, чем
угодно, но только не строительством муравейника. Они будут бегать,
суетиться, но не строить. И только когда наберется определенное
количество муравьев, тогда в один миг они осознают, как правильно
строить муравейник.
Ученые разделяли строящийся муравейник свинцовым листом пополам,
исключая возможность общения муравьев, находящихся с разных сторон этой
преграды. Но эти трудолюбивые насекомые продолжали с разных сторон
строить муравейник, являющийся очень сложным сооружением и имеющим
множество путей сообщения и вентиляционных ходов. Эти ходы точно
стыковались друг с другом с разных сторон листа.
Данный опыт говорит о том, что каждый муравей при формировании единого
коллективного сознания начинает действовать, как член единого
коллектива и начинает выполнять свою четкую роль в этом коллективе.
Аналогии с современной уммой, разделенной свинцовыми государственными
границами, но, тем не менее, действующей и идущей в едином направлении,
более чем очевидны.
То же происходит и с перелетными птицами. Одна птица не знает, куда ей
лететь, и две, и три тоже не знают. Но когда набирается определенное
количество птиц, то они в едином порыве выстраиваются за вожаком и
устремляются в правильном направлении. Раньше ученые думали, что
вожаком стаи становится опытный самец, который уже не раз летал по
этому пути и запомнил его. Но оказалось, что вожаком стаи может стать и
молодой самец, у которого еще нет никакого опыта, но, однако он
прекрасно знает путь и ведет по нему стаю, подчиняясь зову
коллективного сознания и памяти.
Обострение коллективного разума
Все приведенные примеры подталкивают нас к одному выводу – во всех
действиях живых существ четко прослеживается действие общего, единого
сознания коллектива. Именно это коллективное сознание приводит к тому,
что стая, стадо или человеческое общество начинают жить как единый
организм, что опыт, знания, наследственные знания единиц становятся
общим знанием.
Особенно остро коллективный разум проявляется у народа в периоды
опасности, нависшей над народом и несущей угрозу гибели этому народу.
Это может быть война, глобальная катастрофа или какие-то другие
катаклизмы, или крушение единого прежде исламского пространства,
крушение единой исламской нации и нарушение единства уммы, как в случае
с мусульманами.
Острое проявление коллективного сознания и ориентация на него каждого
отдельного верующего имеет под собой единую цель – спасение народа,
спасение уммы. Так как в спокойные, благополучные периоды жизни народа
его члены живут хотя и в составе народа, но каждый самостоятельно, в
соответствии с законом свободной воли. В эти периоды действие
коллективного разума ослабевает или прекращается совсем.
Поэтому, когда беда начинает наступать на народ или уже вошла на его
территорию, для восстановления коллективного разума необходимо, чтобы
какое-то определенное количество представителей народа прониклось
пониманием нависшей над народом угрозы и необходимости организации
борьбы с ней. При этом для начала процесса восстановления коллективного
разума нужно, чтобы такое понимание появилось у определенной части
народа, которую в науке именуют критической массой социума.
Как только этот предел будет превзойден хотя бы на незначительную
величину, сразу начнет действовать воссозданный при этом коллективный
разум, который будет устанавливать и укреплять духовную связь между
отдельными представителями уммы, все больше вовлекая отдельных верующих
в сферу своего влияния, расширяя ее до границ всей уммы, ускоряя
процесс прозрения и понимания уммой необходимости единства в борьбе с
мировым куфром за возвращение себе обещанного Аллахом места «лучшей общины».
|