Газета «Наш
Мир» Печатные
СМИ пытаются выжить в условиях кризиса. Ведущие газеты мира
вынуждены сокращать персонал, бюджет, отдавать под рекламу первые
страницы. В России приостановлен выпуск более 200 изданий, пик кризиса
на рекламном рынке придется на март-апрель 2009 года. Кризис
печатных
СМИ – явление состоявшееся, издания затягивают пояса. В
Америке ведущие газеты и журналы сокращают тираж и увольняют сотни
сотрудников. Более 500 национальных изданий испытывают серьезные
трудности с наличными. В финансовую тряску попали даже такие
авторитетные газеты, как New York Times (убытки 38,2 миллиона
долларов), Chicago Tribune и Los Angeles Times (убытки – 121,6 миллиона
долларов), San Francisco Chronicle (50 миллионов долларов).
Самый
сильный
удар пришелся на региональные издания. Чем меньше бюджет, тем
сложнее выжить. Уже в ближайшие полтора года несколько десятков крупных
областных газет в США могут закрыться. Спикер нижней палаты Конгресса
Нэнси Пэлоси даже попросила Министерство юстиции смягчить
антимонопольную политику, чтобы запустить в индустрию волну слияний и
поглощений и помочь изданиям остаться на плаву. Однако
пока
выживать приходится своими силами. Впервые в своей истории New York
Times отдала под рекламу первую страницу. На первой полосе январского
выпуска располагается цветной баннер телеканала CBS под заголовком
"Новости передовой страницы". The Wall Street Journal и USA Today также
заявили о готовности отдать под рекламу первую страницу. Еще один
вариант - полный отказ от печатного формата и переход в Интернет. Так,
например, сделала одна из старейших американских газет - Seattle
Post-Intelligencer, основанная более 125 лет назад. В
Европе
идет игра на выбывание, ведущие газеты и журналы сокращают бюджет.
Только в Великобритании расходы печатных изданий в прошлом году упали
на 12%. Экономят и за счет сотрудников. Французская Le Monde - минус
25% персонала, ирландская Irish Times - минус 10%. На рынке слияний и
поглощений тоже затишье. В прошлом году объем сделок сократился на 66%
по сравнению в 2007. Причина - отсутствие наличных. "Кредитный
кризис
начался в Европе во второй половине 2008 года. Он проявился в
том, что в этот период было заключено всего 35 сделок общей стоимостью
3,3 миллиарда евро. Сильнее всего деловая активность снизилась в
Великобритании", - говорит Оливье Вульф, руководитель отдела по работе
со СМИ в PricewaterhouseCoopers. В
российской печатной
индустрии ситуация не лучше. "Кризис несет определенный оздоровительный
эффект для отрасли, а сложившаяся экономическая ситуация должна
послужить повышению качества отечественных изданий, так как у читателей
возрастают требования к потребляемой информации. Что подтверждается
ростом аудитории деловых и специализированных изданий", - считает
заместитель министра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров.
Результаты
оздоровления:
с декабря прошлого года в России фактически приостановлен
выпуск более 200 изданий. Закрыты шесть федеральных журналов, а в
течение года могут закрыться еще 26. Причины
те же, что и в
США - сокращение рекламы. Многим предприятиям не хватает финансов даже
на зарплаты. А те рекламодатели, у кого деньги есть, придерживают их на
черный день. Получается эффект домино. По прогнозам интернет-портала
Media Guide, пик кризиса на рекламном рынке придется на март-апрель
2009 года. В результате, резко сократится количество изданий,
направленных на рекламодателя, а не на читателя. Выживают
по
принципу: лучше меньше, да лучше. Часть изданий стала реже выходить,
часть – сокращает объем или тираж. Некоторые газеты и журналы вышли в
Интернет. Платные издания становятся дороже, а у бесплатных появляется
цена. Например, так сделал популярный в Москве журнал "Большой город".
После этого он привлек еще больше читателей. По данным экспертов, за
первые две недели платного распространения "Большой Город" вошёл в
десятку лидеров продаж. Так
что кризис кризисом, а читать в
России меньше не стали, приоритеты только изменились. Вместо глянцевых
изданий россияне с большим удовольствием покупают
информационно-аналитические и деловые издания. Быть в курсе последних
новостей финансового мира – первая необходимость и даже модная
тенденция. |