Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Что делать, если ты молод и здоров, закончил престижный вуз, а работы
все нет и нет? Психологи советуют - посмотри на себя со стороны, пойми,
что ты не первый и не последний человек, оказавшийся в такой ситуации.
Шагреневая кожа вакансий
Положение на рынке труда для выпускников вузов такое, что впору говорить о потерянном поколении.
Кадровое
агентство Future Today, занимающееся в том числе и трудоустройством
этой категории работников, отмечает резкое сокращение предложений по
сравнению с летом 2008 года, когда в трудовую жизнь вступали ребята на
один год старше сегодняшних выпускников. Летом 2008 года средний
портфель крупнейших рекрутинговых компаний Москвы составлял около 6500
вакансий. В январе 2009 года эта цифра упала до 3500 вакансий. Хуже
всего приходится молодым специалистам, не «обросшим» связями и не
имевшим возможности проявить себя. Такие люди, как правило, ищут работу
через Интернет-портал Head Hunter. Если летом 2008 года на этом портале
предлагались 90 000 вакансий, то теперь - около 35 000. Причем меньше
всего вакансий, открытых для учащейся молодежи или недавних выпускников
17-26 лет.
«Молодежи может угрожать нечто вроде наркотической
ломки,- предупреждает ведущий научный сотрудник Левада-центра Наталья
Зоркая. - Сегодняшние молодые привыкли к образу жизни среднего
европейского городского человека, с ежедневными посиделками в кафе и
периодическими выходами в ночные клубы, поездками за рубеж и т.д. Но
все это требует денег, а денег в ближайшее время может не оказаться.
Как справится с этой проблемой молодежь - большой вопрос».
Кадровики
советуют - любым путями получайте опыт работы. Соглашайтесь на
неоплачиваемые стажировки, обращайтесь в компании, которые прежде
набирали вчерашних студентов, но прекратили рекламную кампанию сегодня.
Очень может быть, что там есть работа, - просто фирмы не торопятся о
ней объявлять, опасаясь дальнейшего углубления кризиса.
Возвращение домой - радость или беда?
Тем
не менее, падение доходов неизбежно, а это значит, что молодежи может
грозить то, что социологи называют доместикацией, - вынужденное сидение
дома. Сегодня доместикация характерна для 70-80 процентов населения,
живущих по схеме «работа - дом» (отсюда - растущее влияние телевидения,
используемое властью). Высокооплачиваемая молодежь до последнего
времени выгодно выделялась в этом отношении, проводя вне дома
значительно больше времени, чем родители. Правда, эти выходы в свет
носят потребительский характер, они связаны с развлечениями и стоят
денег. Вместо того, чтобы наводить мосты между молодежью и остальным
обществом, потребительская «выходная» культура, наоборот, ведет к
обособлению успешных юношей и девушек от большинства населения, не
помогая созданию столь необходимого стране гражданского общества.
«Даже
доместикацию можно использовать для собственного развития,- считает
Наталья Зоркая. - Оказавшись дома, проанализируйте свои сильные и
слабые стороны, определите свои приоритеты. Выясните, что в вас самое
ценное, а потом сохраняйте и развивайте эти качества. А от мишуры и
ненужных игрушек избавляйтесь беспощадно: кризис - самое лучшее время
для этого».
Андрей Стахов, тридцатилетний отец семейства и
снабженец по специальности, оказался без работы на пике карьеры, сразу
после оставившей глубокое впечатление турпоездки на Шри-Ланку. Вместо
того, чтобы впасть в отчаяние, Андрей устроился на заочное отделение
Института гостиничного менеджмента и теперь по воскресеньям ходит на
занятия по английскому и лекции по мировой литературе.
«Оказавшись
дома, я открыл для себя книги. Раньше у меня просто не было времени
заглядывать в семейную библиотеку,- рассказывает Андрей. - А теперь я
понял: книги - это семейный культурный капитал, и очень важно передать
его детям. Стараюсь приучить их к чтению».
По мнению психологов,
больше заниматься семьей - самый лучший ответ на доместикацию, если вы
все-таки стали ее жертвой. В среднестатистическую российскую семью, где
традиционно доминирует консервативное женское начало, кризис может
привнести инновационный мужской элемент, а это как раз и есть то, чего
не хватает нашему обществу, ориентированному пока что на пассивную
адаптацию ко все новым трудностям.
Взгляд с высоты истории
Если
же семьи у вас пока нет, самый лучший совет - взгляните на ситуацию не
просто со стороны, а с высоты. Кризисы в истории человечества - явление
частое и преходящее. Порой в них выковывались самые сильные личности, а
иногда и целые поколения. Американцы, родившиеся в 1901-1924 гг.,
составили поколение, которое в сегодняшних Соединенных Штатах с легкой
руки телеведущего Том Брокау называют самым великим поколением в
человеческой истории, или - с большой буквы - Поколением Героев. Это
они проводили «новый курс» Франклина Рузвельта, это они победили Японию
во второй мировой войне и это опять-таки они построили ту процветающую
послевоенную Америку, которая стала образцом для всего мира. Так вот,
жизнь этого поколения начиналась с кризиса - с Великой депрессии и
второй мировой войны.
Американский социолог Нил Хау, автор
ставшей в 1991 году бестселлером книги «Поколения» (Generations),
специализируется на исследовании особенностей различных поколений
американцев. Он уделяет особое внимание экономическим кризисам как
важным факторам в формировании разных поколенческих «волн», сменяющих
друг друга каждые 20-25 лет.
«Поколение Героев, которое в
сознании американцев всегда воспринимается одетым в военную форму,
терпеливо выдержало великую депрессию и победило внешнего врага. Но не
стоит забывать, что эти люди росли в двадцатые годы - во времена
процветания и рискованных решений, позволявших быстро разбогатеть,-
объясняет Нил Хау. - Однако на пороге взрослой жизни великая депрессия
лишила их работы.
И они попытались реформировать систему,
которая так их подвела. Они создали профсоюзы, которые способствовали
формированию американского среднего класса. Они же заложили основы
«консервативной» ипотеки, сделавшей домовладение массовым и доступным.
В зрелом возрасте это поколение дало самое большое число президентов в
американской истории - от Кеннеди до Буша-старшего».
Сегодняшняя
российская молодежь может стать потерянным поколением, а может и
великим - все будет зависеть от выбора самой молодежи.
«Можно
выбрать путь фрустрации, опустить руки, выработать у себя комплекс
неполноценности. Вариантов такого «фрустрационного» поведения много -
от алкоголизма до экстремизма,- отмечает социолог Наталья Зоркая. - А
можно выбрать путь обновления своей личности, укрепить свою систему
ценностей, которая и делает нас устойчивыми к кризисам. Можно,
например, более ответственно относиться к своей жизни и к жизни других.
Обратите внимание, что американцы «великого поколения», которых подвела
нестабильная экономическая система времен великой депрессии, стали
строить профсоюзную систему, то есть создавать себе и другим социальные
гарантии. То есть они проявили социальную ответственность, заботу о
других, а не только о себе самих».
Зоркая отмечает, что
укрепление системы ценностей может проявляться не только в
благотворительности или участии в религиозной жизни, но и, скажем, в
более творческом и ответственном отношении к собственному образованию.
Сколько студентов у нас учатся только ради дипломной «корочки», не
пытаясь реально улучшить качество своих знаний, сделать их полезными и
себе, и семье, и обществу? Кризис и здесь может раскрыть существенные
резервы.
Долгий путь через Долину Пепла
И
последний совет, который дают социологи молодым специалистам на мели, -
осознать себя как общность, группу, поколение. Интересно, что именно в
период великой депрессии в США сформировались и набрали силу лучшие
американские писатели двадцатого века - Фицджеральд, Хемингуэй,
Стейнбек. Они чувствовали себя частью своего поколения: недаром сборник
рассказов Фицджеральда так и назывался - «Все грустные молодые люди»
(All the Sad Young Men). Вот его цитата, передающая настроения того
периода.
«На полдороги между Уэст-Эггом и Нью-Йорком есть место,
где шоссе сворачивает к железной дороге, чтобы обойти унылый пейзаж,
называемый в народе Долиной Пепла. Это фантасмагорическое место, где
кучи пепла формируют поля, холмы и какие-то странные серые сады. Из
пепла там растут дома, печные трубы и даже дым, вьющийся из этих труб.
Если постараться, можно увидеть и пепельно-серых людей - едва
различимых, движущихся посреди наполненного пепельной пылью воздуха».
Социолог
Нил Хау отмечает, что в тридцатые-сороковые годы литература, наравне с
телефоном и радио, стала важным средством связи между молодыми людьми,
помогшим им перейти Долину Пепла. Наша Долина Пепла может оказаться
пошире американской. Зато у нас есть Интернет.
|