Газета «Наш Мир»
Первым идею мировой наднациональной валюты в мировое сообщество закинул президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в конце этого января. Позже и чуть аккуратнее высказалась Россия. Вчера о новой валюте заговорил Китай.
Последнее китайское предложение
Вчера в китайской печати вышла та самая нашумевшая статья, в которой руководство Народного банка Китая высказалось за создание «новой мировой валюты, необходимой для стабилизации мировых финансов».
Предложенный китайцами механизм — использовать в качестве основы новой мировой валюты SDR (Special Drawing Rights) — специальные права заимствования, которые выпускаются Международным валютным фондом в качестве его расчетных единиц. Китай предлагает превратить SDR в новую резервную валюту, разрешив использовать их не только правительствам и международным организациям, но и корпорациям.
Сейчас SDR рассчитываются исходя из курсов четырех валют: доллар (его вес в корзине — 44%), евро (34%), иены (11%) и фунта стерлингов (11%).
Руководитель Народного банка Китая Чжоу Сяочуань предлагает расширить пакет валют, использующихся для расчета новой мировой резервной валюты, включив туда, разумеется, юань.
Вот что он написал в своей статье:
«Ведущие государства Запада и Востока, кроме США, в принципе согласны с этой идеей. Поскольку концепция доллара как мировой валюты себя и практически, и как бы теоретически изжила. Но с другой стороны, все понимают, что технологически реализовать эту идею очень сложно. Во-первых, нет единого все-таки подхода: что такое мировая резервная валюта. Либо это баланс между некоей средней западноевропейской и азиатской валютой. Есть проект создания на основе ведущих валют: евро, юаня, доллара и еще ряда валют — такой универсальной абстрактной единицы, и есть локальные проекты, объединяющие 2—3—4 страны».
Желание Китая уйти от доллара выглядит достаточно странным, учитывая, что Пекин обладает самыми большими в мире валютными резервами (более 1,8 трлн долларов), является главным покупателем долговых обязательств США, взамен получая доступ на американские рынки сбыта.
Впрочем, профессор ВШЭ Владимир Зуев к такому мнению добавляет: «Китай стремится, чтобы его роль по всем направлениям возрастала. Пока же реальное экономическое положение Китая адекватно не отражено на уровне присутствия в мировой финансовой архитектуре: МВФ, G8. Для Китая это своеобразный ход с дальним прицелом. Китай не заинтересован в реальном введении такой валюты сейчас, но в долгосрочной перспективе — вполне».
Реакция
Неудивительно, что США как владелец нынешней основной мировой резервной валюты будут защищать свое привилегированное положение, которое позволяет использовать печатный станок, решая проблемы за счет других стран.
В тот же день на заявление Пекина США ответили тройным решительным нет. Министр финансов Тимоти Гайтнер и глава ФРС Бен Бернанке ответили вчера на вопрос «Готовы ли вы категорически исключить отход США от доллара и переход на некую глобальную валюту, как предложил сегодня утром Китай, а также ранее Россия?» решительным «Да, готов». Несколько часов спустя вопрос откомментировал и президент США Барак Обама: «Я уверен и в американской экономике, и в долларе… Я уверен, что нет никакой необходимости в новой международной валюте».
Профессор ВШЭ, заведующий кафедрой международного экономического регулирования и интеграции Владимир Зуев в интервью «Часкору» высказал свое мнение:
«Думаю, что заявление о мировой резервной валюте — предварительная подготовка к последующим сражениям на мировом поле боя за формирование новой мировой финансовой системы.
И в ближайшее время серьезных решений принято не будет. Здесь надо понимать, что, кроме США, создание новой резервной валюты противоречит также и интересам Европейского союза, ведь евро всё больше и больше становится популярным. В евро держится 30—35% мировых валютных резервов, европейская валюта также заняла прочное место в мировых взаиморасчетах.
Если учесть, что ЕС и США занимают главенствующие позиции и в МВФ, и в G8, и в G20, нереалистично предполагать создание в ближайшее время новой валюты и угрозы доллару и евро».
Скорее всего, реакция США и ЕС будет аккуратной. Они могут высказаться за то, чтобы «рассмотреть увеличение роли SDR как международного платежного средства», но очевидно, что не станут прилагать к этому активных усилий.
К мировой валюте не готовы скорее Россия с Китаем
Владимир Зуев также поделился с «Часкором» сомнениями, что идея новой наднациональной валюты может быть реализована и в долгосрочном плане:
«С точки зрения долгосрочных перспектив создания мировой наднациональной валюты парадокс заключается в том, что и Казахстан, и Россия, и Китай гораздо менее к этому готовы.
Никто из этих стран, считающихся или считающих себя сверхдержавами, не готов отдавать все полномочия регулирования денежной системы на наднациональный уровень.
Если страны ЕС смогли договориться и передать огромное количество полномочий Европейскому ЦБ, то Россия и Китай не готовы, чтобы кто-то за них решал политику наднациональной валюты. Россия не демонстрирует готовность к гибкости и в менее серьезных вопросах типа вступления в ВТО. То же самое делает и Китай».
Пока же Россия готовится выступить со своим предложением на саммите G20 2 апреля. На сайте президента РФ предлагается поручить МВФ «проработать сценарии создания наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами». |