Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Недавно один
известный оппозиционный деятель, участвуя в виртуальной конференции в
одной известной виртуальной газете, попенял некоему гражданину на
отсутствие гражданского самосознания. На душераздирающие жалобы на
жизнь сей деятель ответил в том духе, что надобно вообще-то на митинги
ходить… Иными словами, учитывая, что вопросы были достаточно общего
характера, получилось, что интервьюер признает: на его митинги приходит
не более полутора тысяч человек, и он таит из-за этого обиду. На народ
– так надо понимать. За мизерную протестную, так сказать, активность…
Надо заметить, это был очень характерный намек, более того, он
становится общим местом для оппозиции. Ведь ее лидеры (Косанов, Туякбай
и др.) при случае всегда любят коснуться вопроса низкой «гражданской
активности» населения. При этом совершенно очевидно, что протестные
группы населения всегда существовали. Сегодняшнюю ситуацию, думаем,
расшифровывать в этом контексте смысла нет. Другой разговор, что они
так и не стали опорой оппозиции в широком смысле. И, похоже, так и не
становятся. Впрочем, разговор несколько об ином… Дело в том, что
некоторые деятели пошли еще дальше, указывая на инертность аборигенов.
Так, Сергей Дуванов сокрушается относительно того, что даже
экспертное сообщество, посещающее его дискуссионный клуб «Политон»,
«забило» на «либерализм» (читай – демократические идеалы и прочая).
Весьма интересно, как и при каких обстоятельствах произошло озарение
уважаемого публициста и заядлого борца с режимом… Они-то и родили
заголовок данных наблюдений. Для начала определимся с понятиями, а для
этого объяснимся на примере. Симулякр (по Бодрияру) – это «копия
копии». Но это не новомодное определение клонирования. В отличие от
клонов каждая новая копия становится симулякром низшего порядка под
воздействием заштампованного утрачивания первоначального смысла, его
вульгаризации и образной затасканности. К примеру, шедевр живописи
«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи. Известен, вызывает восхищение и по
сей день, но… Когда с копии, сделанной в залах Лувра, делается
фотография для многочисленных фотоальбомов – это симулякр первого
порядка. Второй порядок возникает, когда фото переносят на майки,
наклейки, пакеты и прочие предметы обихода. Симулякр третьего порядка –
когда «копия копии» начинает превращаться в нечто настолько надоевшее
своей «неповторимостью», что «Джоконду» можно встретить на туалетной
бумаге с надписью внизу портрета: «Sorry, Leonardo!». А когда в некоем
«Комеди клабе» станут демонстрировать, как такой бумагой пользоваться и
что при этом произносить… Нет, трудно определить, сколько еще порядков
может возникнуть при нашем стремлении вниз. Но симулировать мы при этом
будем…
Именно то, что и происходило в дискуссионном клубе «Политон»,
описанное несколько позже Сергеем Дувановым в статье «В ожидании краха
либерализма», ИАП «Республика» от 24.03.09 г.
Выступали Гейдар Джемаль и Максим Шевченко (Москва). Автор
статьи определил свое участие в разговоре и общий настрой собрания как…
«дышат в провинции по старинке в тряпочку».
Но вот растаял в небе инверсионный след от самолета,
уносящего в Белокаменную наших гостей, как Сергей Владимирович
разразился отповедью, словно грозя вслед кулаком, а не кукишем, вынутым
из кармана:
«Это я о том, что реально возразить визитерам на их
мракобесные антилиберальные рулады никто даже не попытался. По крайней
мере в «Политоне», где Гейдар Джемаль сделал сообщение, все прошло в
духе традиционного восточного гостеприимства – гость всегда прав. Не
стал этого делать и я, потому что негоже спикеру клуба пикироваться с
гостями при общем «одобрямсе» остальных участников дискуссии. Впрочем,
собственно дискуссии не получилось, да и не могло получиться. Некому у
нас защищать идеалы либерализма и демократии. Немодное это нынче дело».
Да, уж… немодное. Но модным стало теперь определение «винтаж»
– одежда и аксессуары, бывшие в моде не менее 20 лет назад. К примеру,
берет – такой же, как у Че Гевары. К слову, этот знаменитый фотопортрет
– тот еще симулякр (по Пелевину), но в нашем случае коменданте Че
должен был бы носить бейсболку. А винтажный образ Дуванова (без малого
двадцатилетней давности), в дополнение к двум уже названным головным
уборам, должен включать еще «ермолку» социал-демократа. Но чтото
случилось, и теперь он пишет:
«На самом деле все оказалось гораздо проще, и это отлично
выразил Максим Шевченко, сказав, что мир устроен несправедливо: одним –
все, другим – ничего. От этой печки, собственно говоря, и плясали
Джемаль и Шевченко, говоря об униженных народах и зажравшихся Европе и
США. С той лишь разницей, что для Шевченко олицетворением этой
несправедливости являются прежде всего американцы. У него все просто:
именно они во всем виноваты. Джемаль же более фундаментален в своем
объяснении несправедливости мира. Для него она проистекает из самой
сути западной цивилизации».
А может быть, это судьба всех «рэволюционэров», и Дуванов –
не исключение? И теперь их тяжкий крест – быть не похожими на
остальных, не похожими – и все. Но для этого следует выделиться. Среди
«тьмы, пришедшей с Востока», среди неких «орков» (читай – тюрков)
вообразить себя Рыцарем Света. И въехать в город на белом коне. Да вот
незадача: городов порядочных у орков нет, а в западные – въезжать
проблематично. Кризис, однако. В обществе потребления…
«Джемаль считает, что присущая западному миру «философия
общего дела» потерпела крах. Вместо нее «пришла большая ложь («общество
спектакля», «симулякр»), которая воплотилась в форме электоральной
демократии американского образца». В философском плане Джемаль –
исламский марксист. Вот такой дикий симбиоз, казалось бы, несовместимых
идеологий. Правда, мессией, призванным принести освобождение
человечеству, является уже не пролетариат, а умма (исламское
сообщество).
Западный мир Джемаль объявляет клубом имитаторов, так как,
мол, все эти демократические свободы и права человека дискредитированы
и потеряли свою изначальную сущность. Мол, сегодня это уже не та
демократия, не те свободы, не те права – все это только имитация».
А как еще назвать попытку соития импотента с фригидной
женщиной? Симуляцией симулякра? Тогда Сергей Дуванов – главный
«симулянт». Придя в оппозицию ко всем существующим властям в
«ермолке»-берете романтизированного рр-революционера, сменить его на
бейсболку от «янки», чтобы водрузить на все до кучи, и рыцарский шлем
Ланселота, идущего на бой с неосарацинами (правда, после их отъезда), –
не это ли та самая симуляция кипучей деятельности по защите идеалов
либерализма… Хотя имитаторам повыше и этого достаточно. Средства
освоены, без выбора средств… противостояния и противопоставления. Важен
сам процесс вовлечения общества. Во что?..
«За разговорами о крахе либерального мира и его агонии не
заметили главного. Вопервых, что разговаривали с людьми, которые
готовы приложить усилия (и, возможно, уже прилагают их), чтобы
разрушить этот мир. И, во-вторых, что этот либеральный мир – вообще-то
наш мир, в котором мы живем и благополучием которого мы должны
дорожить, и, как люди разумные, должны защищать от любых попыток его
разрушить. Нужно быть очень легкомысленными людьми, чтобы безмолвно
принимать к сведению информацию о том, что твой мир хотят разрушить, и
вместо него ктото с автоматом наперевес предложит новый».
Вот так резюмирует свое «молчание спикера клуба в тряпочку»
Сергей Дуванов. И насколько правдоподобно он симулировал свою
воинственную непоколебимость в защите либеральных ценностей, предстоит
оценить уже скоро, достаточно будет лишь столкнуться с симулякром
симуляции Дуванова. Кстати, не встречали в магазинах туалетную бумагу в
виде долларовых купюр? Ближе к осени некоторые граждане при неких
обстоятельствах станут задаваться вопросом: «И как мы верили в…сию
рожу?!».
|