Газета «Наш
Мир»
Невозможно на шкале времени точно выделить точку появления
совокупности феноменов, обозначаемых как «медицина». Поглаживание
больного места рукой можно считать появлением массажа и мануальной
медицины, употребление какого-то листика при плохом самочувствии —
началом лекарственной терапии, погружение своего тела в горячий
источник — началом курортологии. Но ведь и обезьяны всё это умеют.
Поэтому уместно говорить о том, что медицина появилась одновременно с
человеком, с его способностью осмыслять свою деятельность, когнитивно
упорядочивать свой опыт и передавать его желающим. Отметим также и то,
что все люди разные и обладают разной чувствительностью к деятельности
своего организма, по-разному могут ощущать перемены в его работе. Таким
образом, первыми врачами были те, кто внимательнее и осознаннее всего
мог отметить изменения ощущений в ответ на какие-то внешние или
внутренние влияния и кто собирал и классифицировал такой опыт. Они же и
являлись первыми шаманами, так как тонко чувствовали и психический мир.
И это, естественно, характерно не только для территории Китая. В
дальнейшем данный опыт всё более концентрировался, а с появлением
письменности он стал фиксироваться. Но в данный момент язык,
специфичный для данного региона, и система мировоззрения
структурировали данный опыт определенным образом. Первые
доступные
сегодня чисто медицинские сочинения китайской древности —
трактаты на шелке, обнаруженные археологами в 1973 году у города Чанша.
Захоронение, в котором их обнаружили, датируется 168 годом до н.э.
Читая их, мы уже обнаруживаем вполне сформировавшуюся медицинскую
теорию, которая и легла в основу китайской классической медицины.
Что же уникального в теории классической китайской медицины? Это прежде
всего характерные для данного региона понятия о ци, инь-ян, у син (пять
движений) и т.д., которые присущи всему научному аппарату традиционного
Китая. Плюс теория о каналах цзин и особых местах на них, которые из-за
ошибок переводчиком на Западе именуются точками, однако более уместно
говорить о полостях. Кроме
того, обратим внимание, что
параллельно медицине шло развитие еще одной науки, которую в силу ее
грандиозности долго не замечали западные ученые. Речь идет о «ян шэн
сюе», или учении о воспитании жизненности. Можно даже сказать, что
медицина является ее ответвлением. Также в нее входят различные
гимнастические и психофизиологические методы продления здоровой жизни,
диетология и прочее, что позволяет называть ее древней гигиеной.
Собственно, известные сегодня во всем мире китайские системы упражнений
— продукты именно этой науки. Именно
адепты этой науки,
используя свое тело как лабораторию, как сейчас бы сказали, занимались
интроспекцией и на основе наблюдения своих ощущений собирали опыт
(упорядочивая его уже сформированной картиной мира и спецификой своего
языка). Благодаря им и существует теория о каналах цзин и циркулирующей
по ним ци, которую опять же благодаря ошибке переводчиков именуют
энергией. Нечто подобное мы можем наблюдать и в Индии, и в Тибете.
Однако описания путей циркуляции ци (праны в индийской традиции) в этих
регионах отличаются, что позволяет говорить именно о субъективизме
данного явления, ведь объективные вещи (кости, скажем, или сосуды) в
этих различных регионах описываются одинаково. Именно поэтому попытка
выявить эти каналы цзин в теле человека в том виде, который предлагают
нам многочисленные схемы, обречена на неудачу. Это всего лишь ощущения
(явления психической реальности), за которыми, безусловно, стоят
определенные физиологические изменения, но ощущения — вещь очень
субъективная. Итак,
китайская классическая медицина — система
знаний о человеке, включенная в традиционную для Китая научную схему. И
без сколько-нибудь значительных изменений она существовала до конца XIX
века (то есть где-то около 2 тыс. лет). Конец
XIX века, XX и
XXI века — помимо всего прочего, еще и история уничтожения китайской
медицинской традиции. В конце XIX века Китай был изумлен
военно-техническим преимуществом Запада, продемонстрированным во время
опиумных войн. Это повергло думающую интеллигенцию в уныние и разрушило
представления о незыблемости Китая и мощи его культуры. И на то время
многие западные медицинские достижения были существенно эффективнее,
чем присутствующие в Китае, особенно по искоренению инфекционных
болезней, эпидемии которых еще свирепствовали в Китае, а Европа уже
практически забыла о чуме, холере и прочих моровых поветриях. Затем
последовала Синьхайская революция 1911 года — свержение священной на
протяжении нескольких тысячелетий имперской власти и ломка корней
традиции. Далее шла гражданская война, война с Японией, культурная
революция. А
медицина, как и всякая наука, — это, помимо всего
прочего, определенная школа преемственности знаний. И преемственность
эта осуществляется не текстологическим материалом, а непосредственным
обучением учителем учеников (профессором студентов, аспирантов и др.).
Тексты несут дополнительную функцию, служат скорее определенной
памяткой и хранилищем информации, оперирует же этой информацией живой
ум, без которого текст — лишь чередование мест с краской и чистой
бумаги. И закон этот осуществляется в любой области знаний — в
математике, музыке, живописи, изготовлении часов, мистике и химии,
квантовой физике и кулинарии. И без живой преемственности знание и
умение умирает, сохраняя лишь формальные признаки жизни.
Учитывая
тот
факт, что за ХХ век в Китае был сломан весь традиционный уклад
знаний и их передачи, разрушены учебные центры, физически уничтожены
носители знаний (во времена культурной революции даже знание
иностранного языка или обладание образованием могло стать смертным
приговором), говорить о существовании на сегодняшний день классической
китайской медицины бессмысленно. Но в середине 50-х годов сверху был
отдан приказ создать фактически с нуля традиционную китайскую медицину,
очистив ее от «феодальных пережитков». И прокрустово ложе сознания
необразованных «чистильщиков», социально активных дилетантов и
партийных функционеров активно принялось за дело. Что они не успели
осуществить, то доделала культурная революция 60-х годов. На этом
бедствия для китайской медицины не закончились. Когда Китай смог
оправиться от потрясений ХХ века, то оказалось, что опять он сильно
отстает от Запада в научно-техническом развитии, что спешно надо
преодолеть. Для преодоления пропасти Китай стал заимствовать передовые
идеи. Именно благодаря этому сегодня мы видим небывалый экономический
подъем страны. Заимствование пропитало и медицину, что поставило ее в
странную ситуацию — с одной стороны, от классической медицины с ее
«феодальными пережитками» отошли, но на нее опираются, а к чистой
западной не подошли, опять же из-за опоры на кастрированный вариант
своей. Возникло значительное противоречие, не рефлексируемое в самом
контексте культуры. Но поскольку реклама китайской медицины работает
даже на государственном уровне, то едут иностранцы в Китай за панацеей,
тогда как сами зажиточные китайцы стараются лечиться на Западе, а
простые обыватели — в клиниках западной медицины в самом Китае.
Естественно, из-за такой несуразицы и врачебное образование в Китае
носит весьма странный характер. Во-первых, есть две больших
специализации — китайская и западная медицина, но та и та изучают в
каком-то скомканном виде противоположную медицину. Во-вторых, само
образование построено на бесконечной зубрежке, а экзамены проходят
только письменно, в основном в виде тестов. А из-за особенностей
политического строя развитие науки и свободной научной дискуссии как
фактора развития науки затруднено, процветает традиционное преклонение
перед авторитетами и буквализм. Безусловно,
существуют и в
Китае талантливые врачи, да и не все нити передачи знаний были
перерезаны за лихолетье, — речь об общей тенденции. И
из-за сегодняшней моды на китайскую медицину часто задают вопрос: стоит
ли лечиться методами китайской медицины?
Не стоит. Вернее, не стоит лечиться методами именно китайской медицины,
так как лечит не метод, а врач, который может владеть или не владеть
методом. Поэтому необходимо искать не метод, а конкретного врача, при
этом выборе руководствуясь не рекламой его самого (его центра, его
школы, его метода, его книг и проч.), не количеством его дипломов
(сертификатов и другой бумажной формальности), а здравым смыслом и
отзывом людей, которым лично вы доверяете и которым его лечение
действительно помогло. Разумеется, это не дает гарантии, что лечение у
данного специалиста однозначно поможет именно вам, но существенно
повышает вероятность этого.
|