Газета «Наш
Мир» Завтра
исполнится 20 лет, как многоразовый космический корабль "Буран"
совершил свой первый полет. Это стало сенсацией. Впервые в мире
советский шаттл приземлился на посадочной полосе в автоматическом
режиме. Американские челноки до сих пор садятся только в ручном.
Почему
триумфальный
старт оказался единственным? Почему была закрыта
уникальная программа? Что потеряла страна? Об этом корреспондент "РГ"
беседует с академиком РАН Юрием Семеновым, который был генеральным
конструктором РКК "Энергия", главным конструктором корабля
"Буран".
Наш ответ американцам
Российская
газета: Юрий Павлович, правда ли, что "Буран" появился только по
политическим соображениям, а конкретных задач под него не
было?
Юрий
Семенов: Работа началась в середине 1970-х годов. Это был период, когда
США заявляли о своем стремлении к широкой милитаризации космоса. На
международных симпозиумах по сотрудничеству в космосе, где мы
встречались с американскими астронавтами, нам просто било по ушам,
когда они заявляли: "Имейте в виду, мы готовим совершенно неожиданное
для Советского Союза оружие". Мы знали, что они делают шаттл. Они
гордились этим проектом, тем более после программы
"Аполлон".
РГ: Говорят, что генеральный конструктор Глушко поначалу, как
и многие другие, не поддерживал многоразовую
тематику?
Семенов:
Не совсем так. Я тогда был у него заместителем и главным конструктором
по орбитальным станциям и пилотируемым кораблям. И был, естественно,
сторонником именно станций и пилотируемых кораблей. А мой заместитель
Константин Петрович Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это
очередной блеф, которым нас пытаются запугать.
РГ: Кстати, академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как
"Бурьяном". Почему?
Семенов:
Все понимали: многоразовые системы связаны с громадными затратами. Тем
более что американцы с шаттлами уже были на финише. Уже тогда запуск
одного челнока с учетом полезной загрузки оценивался почти в 800 млн
долларов. А выводить на орбиту, как было объявлено, он мог до 30 тонн.
Мы же 20 тонн выводили ракетой "Протон", пуск которой и сегодня по
коммерческим ценам стоит около 60 млн долларов.
РГ: И все-таки вам пришлось заняться
"Бураном"?
Семенов:
Все изменилось после Совета обороны, на который нас пригласил Дмитрий
Федорович Устинов. Там четко прозвучало: США, запустив "Спейс Шаттл",
смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения
упреждающего ракетно-ядерного удара. После этого совещания меня вызвал
министр общего машиностроения Афанасьев: "Знаем твое мнение, но ты
будешь главным конструктором по кораблю, а Губанов - по
ракете-носителю".
РГ: То есть это был "наш ответ
Чемберлену"?
Семенов:
С одной стороны, Советский Союз стремился удержать лидирующее положение
в космосе, а с другой - обеспечить страховку от всяких неожиданных
сюрпризов. Так что создавалась система "Буран" по заданию министерства
обороны и Академии наук.
РГ: Многие упрекали конструкторов в том, что корабль "Буран"
очень похож на американский шаттл?
Семенов:
Внешне похож, как похожи между собой все самолеты. Но в основе
отличался принципиально. И схемой, и техническими решениями. Скажем,
американский комплекс "Спейс Шаттл" без челнока не может быть
использован: маршевые ракетные двигатели, работающие на участке
выведения, у него установлены на челноке. Мы же разделили эту схему.
Орбитальный корабль "Буран" - лишь часть системы "Энергия-Буран". НПО
"Энергия" с кооперацией предприятий под руководством Валентина
Петровича Глушко создало мощную универсальную ракету-носитель
"Энергия", которая может выводить как корабль, так и любую полезную
нагрузку до 100 тонн.
РГ: Ракета "Энергия" получилась одной из самых мощных в
мире?
Семенов:
Да, это выдающееся творение. Если бы не Валентин Петрович, такой ракеты
не было бы. Его решение - создать мощный двигатель РД-170 тягой 740
тонн. На Глушко тогда обрушились: "Это невозможно! Надо разделить
четырехкамерный двигатель на четыре отдельных, то есть четвертовать".
"А я создам такой двигатель", - был ответ. Эти двигатели и сегодня не
имеют равных в мире. После закрытия программы с "Байконура" их было
вывезено четырнадцать, уже готовых к использованию. Тринадцать были
затем установлены на ракету "Зенит" для "Морского
старта".
Один доллар на миллион
РГ:
Насколько я знаю, при создании "Бурана" было разработано свыше 600
новейших технологий. Какие из них используются сегодня? Какие остались
за бортом?
Семенов: Примерно половина из них была
конкурентоспособна на мировом рынке: материалы, станки и устройства,
экспериментальные установки, вычислительная и измерительная техника...
Но беда в том, что промышленность наша оказалась не готова внедрить все
в производство. Начинали использоваться лишь некоторые технологии, по
которым были созданы только единичные экспериментальные
образцы.
Ведь
как тогда рассуждали многие чиновники: зачем заниматься большими
технологиями? Проще качать нефть. Мне Виктор Степанович Черномырдин
говорил: "Да я тебе скважину сделаю - и даже показал на карте какую - и
обеспечу сколько надо денег. Делай!" Он прекрасно понимал значение
новых технологий, был нашим сторонником. Но обстоятельства в стране
ограничивали его возможности. Именно премьер Черномырдин и
вице-президент США Гор подписали первое соглашение о широчайшем
сотрудничестве России и Америки в космосе. Откуда и пошли программы
"Мир-Шаттл", "Мир-НАСА", а затем и МКС.
РГ: А кто конкретно принял решение о закрытии программы
"Буран"?
Семенов:
1992 год. Собирает нас, генеральных конструкторов, в Кремле Ельцин.
Заходит, садится: "Первое, что мы делаем: закрываем "Энергию-Буран".
Дают мне слово. Выхожу на трибуну: "Это громадный удар по
научно-техническому прогрессу России". Меня поддержал академик Владимир
Федорович Уткин. Говорю: "Никак не мог понять, кто закрыл лунную
программу, никакого документа не было. А вот то, что сейчас услышал, -
четко". Борис Николаевич говорит: "Юрий Павлович, вы что здесь
кричите?" Отвечаю: "Да не кричу, просто обидно".
Кстати, вскоре
нас пригласили выступить в конгрессе США о перспективах развития
космической техники. Потом в НПО "Энергия" приехала громадная
американская делегация во главе с директором НАСА Трулли и его замом
Келлером. Посмотрели, что мы делаем. И предложили контракт на создание
корабля-спасателя для орбитальной станции "Фридом", над которой тогда
работали американцы. Келлер сходу заявил: "Давайте заключим договор на
один миллион долларов". Правда, чуть позже уточнил: "У нас на миллион
нет полномочий. Давайте на 999 тысяч и 999 долларов. А один доллар от
себя лично я даю".
РГ: И где этот доллар?
Семенов: Он сейчас в нашем музее хранится.
"Буран" против бурана
РГ: А что вы испытали, когда стало ясно: у "Бурана" нет
будущего?
Семенов:
Эмоции трудно передать. Мы же сделали совершенно уникальный полет. За
несколько месяцев до полета Глушко слег с инсультом. Он назначил меня
и.о. генконструктора. Еще 2 сентября 1988 года, находясь в больнице,
Валентин Петрович говорил: "На пуск "Бурана" обязательно приеду".
Увы.
РГ: Очевидцы рассказывают о поразительной точности, с какой
сел корабль при сильнейшем ветре.
Семенов:
Да, это так. Посадка совпала с ураганом, идущим со стороны Аральского
моря: порывы ветра до 20 метров в секунду. Видим: заходящий на посадку
корабль "Буран" вдруг сделал разворот. Оказывается, автоматика выбрала
оптимальную траекторию! Корабль вышел точно на посадочную полосу и
приземлился. Боковое отклонение от осевой линии полосы - всего 3 метра,
а продольное - 10! Это была высочайшая точность.
РГ: Но, как ни
странно, кто-то даже упрекал, что "Буран" слишком автоматизирован.
Дескать, приоритет отдается автомату, а не
космонавтам?
Семенов:
Были разные мнения. Например, космонавты Игорь Волк и Алексей Леонов
хотели управлять кораблем вручную. И они даже написали в ЦК партии, что
Глушко и Семенов - технические "аферисты": то, что они придумали,
никогда не может быть. И меня вызывали в ЦК: ты что там делаешь?! Но мы
отстояли свою позицию. А после приземления корабля видели бы наших
оппонентов! Удивленные глаза и совершенно растерянные
лица.
Почему
мы делали упор на автомат? Ручное управление на космических кораблях у
нас было всегда резервным. И весь последующий опыт подтверждает, что мы
выбрали правильный путь. Вмешательство человека нужно только в том
случае, если автоматика не справляется.
РГ: Сколько всего кораблей должно было
быть?
Семенов:
На космодроме готовились два корабля. Один слетал, второй с ракетой
находился на подготовке и должен был стыковаться со станцией "Мир".
Велось строительство еще трех летных экземпляров.
Корабль,
который слетал, потом находился в монтажно-испытательном корпусе на
112-й площадке космодрома. В мае 2002 года в корпусе обрушилась крыша,
и он вместе с ракетой был раздавлен. Второй теперь переоборудован и
стоит в музее космодрома "Байконур". Третий, пилотируемый и значительно
усовершенствованный, был готов процентов на 30-50. Он так и остался на
заводе в Тушине. Кроме того, было семь полноразмерных макетов для
различных испытаний.
РГ: Они пошли на металлолом?
Семенов:
Все это долго находилось в НПО "Энергия" (а затем в РКК "Энергия") на
балансе. А потом решили списать. Но списать-то тоже было не просто.
Что-то надо было утилизировать, что-то поддерживать, и на все нужны
были деньги.
РГ: А что недавно приобрел музей в
Германии?
Семенов: Макет для горизонтально-летных испытаний.
РГ: Действительно на "Буране" не было импортных
составляющих?
Семенов: Это правда. Все было отечественное.
Задел на завтра
РГ: Что все-таки погубило программу? Игорь Волк говорит, что
межведомственные раздоры?
Семенов:
Прежде всего - развал Советского Союза. Мы ощущали серьезнейшее
недофинансирование. Это отражалось и на станции "Мир" - средства мы
получали из госбюджета процентов на 10-30. Никакого межведомственного
раздора не было.
РГ: А сколько средств ушло на программу?
Семенов:
Около 15 млрд рублей. Но это с учетом строительства наземной
инфраструктуры - стенда для динамических испытаний, ВПП, систем
дальнего и ближнего автоматического приведения корабля на посадочную
полосу и т.д.
РГ: Говорят, что это была самая дорогостоящая космическая
программа?
Семенов:
Нет, конечно. Самая выдающаяся - бесспорно. Это вершина достижений
отечественной ракетно-космической техники за всю ее
историю.
РГ:
Сейчас разрабатывается пилотируемая перспективная транспортная система.
От "Клипера" уже отказались. Целесообразно ли использовать задел
"Бурана"?
Семенов: Что показывает история? Когда в проекте
объединяются отрасли разного направления, тогда появляются очень
хорошие идеи. Мы объединились с минавиапромом и создали "Буран". Когда
объединились с судостроением, появился "Морской старт", совершенно
неповторимый проект с большим будущим. То есть новые идеи толкают
технику вперед. Думаю, что в корабле нового поколения будет использован
задел по "Бурану".
РГ: Но ведь американцы в проекте нового пилотируемого
космического корабля отказались от крылатой
схемы?
Семенов:
Отказались. Они не смогли до конца решить вопросы безопасности полета
экипажа шаттла. Мы должны думать о новых шагах вперед, а это новые
решения в ракетно-космической технике и пилотируемой космонавтике.
Очень важный момент - Россия должна иметь независимый доступ в космос.
Мы должны быть полностью самостоятельными. А ведь космодром "Байконур"
принадлежит не нам.
РГ: Вы имеете в виду строительство космодрома
"Восточный"?
Семенов: Нет. Я против космодрома "Восточный". Убежден: надо
использовать на полную катушку "Плесецк", и такая возможность
есть.
РГ: Но ведь космодром "Плесецк" нельзя использовать для
пилотируемых запусков?
Семенов:
Это если идти на старых технологиях и не дооснащать его. Мы же говорим
о новом рывке. Именно мы вырастили настоящую космонавтику. Американцы,
хоть первыми и высадились на Луну, но опыт длительных космических
полетов получили, потому что мы отдали им многие отработанные решения
по "Миру".
Нам нужны не облет Луны и не добыча там гелия-3 и
даже не полет на Марс. Нам нужно надежно осваивать ближний космос. Но
при этом мы должны думать и о создании таких средств, которые позволяли
бы безопасно двигаться по так называемым отлетным траекториям к другим
планетам и Луне.
РГ: Так вы противник разработки лунной и марсианской
программ?
Семенов:
Запишите дословно. Считаю, что человек когда-нибудь обязательно будет
серьезно осваивать Луну и Марс. Будет создана межпланетная
инфраструктура. Сергей Павлович Королев в свое время поставил задачу -
построить околоземную орбитальную инфраструктуру. Она сегодня есть.
Необходимо создать такие технические средства, которые обеспечат
безопасность полета и возвращение экипажа на Землю.
РГ: Одно время пошли разговоры о возрождении "Бурана" для
коммерческих полетов. Как вы к этому
относитесь?
Семенов: Это ерунда.
РГ: А к проектам различных систем для туристических
суборбитальных полетов, которые плодятся и в России, и за
рубежом?
Семенов:
Это коммерческое шоу. Ничего общего с будущим космонавтики они не
имеют. Если говорить о "Буране", то это не просто подвиг разработчиков,
рабочих, военных специалистов. Это еще и символ огромных возможностей
нашей страны, которая может сделать все, но порой не знает потом, как
распорядиться тем, что она
сделала. |