$IMAGE1-right$ Газета «Наш
Мир» «Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Бог, и к Посланнику», – они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?». (Коран, 5:104) Как известно, в истории Ислама, самым успешным и деятельным было первое поколение мусульман, которое не унаследовало, а впервые выбрало религию Пророка Мухаммада. Новая во всех смыслах вера вдохновила и подвигла неофитов к великим делам и свершениям, которые были тотчас же начаты и в кратчайший исторический срок доведены до триумфального результата. В условиях политического и религиозного влияния со стороны язычников-бедуинов, зороастрийской Сасанидской Персии, христианской Византии и многочисленных иудейских племен, победы первых мусульман стали красноречивым доказательством преимущества свежей, рационально воспринятой исламской системы жизненных приоритетов над верованиями, доставшимися по наследству или пришедшими от соседей. Переходящая «по эстафете» вера неизбежно вбирает в себя рудиментарную пыль веков и пережитков, накопленных столетиями, превращаясь в тяжелую, набитую догмами и преданиями ношу в сознании и памяти человека. Несущий столь объемистый багаж не в состоянии разобраться с его содержимым и отличить собственно веру от наслоений примитивных традиций, не говоря уже о том, чтобы элементарно двигаться вперед. В таких условиях пассионарный, качественный толчок к новым рубежам решительно невозможен в силу укоренившейся в природе индивидуума так называемой «мелодрамы преемственности» или «тоски по старине», которую он готов переживать снова и снова, не имея сил и желания расстаться с прошлым. Матрица родоплеменной зависимости, особенно в вопросах веры активизируется довольно скоро. Потомки, имевшие счастье быть рожденными от первых мусульман, в значительной степени утратили свежесть оригинальных установок Ислама по причине иррационального, запрограммированного принятия веры вместе с набором этнофольклорных пережитков в нагрузку. Соответственно каждое последующее поколение все дальше отходило от смысла и квинтэссенции проекта. Тем более что община времен завоеваний, неизбежно втягивала в себя различные религиозные концепции покоренных народов и племен, которые встраивались в исламскую идеологию. Огромные территории, на которые распространилось влияние мусульман, также не способствовали сохранению первоначальной системы координат новаторов первой волны. Их энергия, рассеянная на материки и империи, постепенно утрачивала первородную цель и силу, растворяясь в чужих культурах, растягиваясь на расстояния. Превратившись в мемориальное наследие, некогда дееспособная вера первопроходцев Ислама превратилась в закостенелую, обросшую догматами и обрядами историю. Но вера - это не переходящее знамя, не трофей и не монумент, к которому идут по проторенной кем-то и когда-то тропе. Это комплекс новых, все более сложных задач для каждого, отдельно взятого поколения. В одну реку нельзя войти дважды, говорил Гераклит. Община верующих должна собираться вокруг стремления к будущему, но не вокруг памяти о прошлом, которая меркантильно и ревностно оберегается аппаратом религиозной бюрократии. Прошлое, каким бы оно ни было, не может диктовать свою волю грядущему. Независимый, осознанный, продуманный выбор, нацеленный на успешное «завтра», есть и должен быть у каждого. Возможно, первое поколение мусульман отказало своим преемникам в удовольствии осмысленного предпочтения, и Ислам перешел к ним по формальному протоколу или по указу, что впоследствии отразилось на таком важном для общины понятии как качество веры. Вероятно, если бы с младых ногтей, человек использовал свое право на рациональный и осознанный подход к вере, а не принимал бы ее только потому, что так из века в век поступали их отцы и деды, то из сонма претендентов выкристаллизовались бы лучшие?.. «Нет принуждения в религии. Уже (четко) разъяснен прямой путь от заблуждения. Кто отверг беззаконие и уверовал в Бога, тот обрел себе надежную опору, для коей сокрушенья нет. Поистине, Всеслышащ и Всеведущ Бог!». (Коран, 2:256) Воистину, вершить великие дела под силу тем, кто подобно первым мусульманам, обретет эту опору, кто, не взирая на замшелые примеры вчерашнего дня, сумеет сплотиться в новую генерацию верующих в Единого Бога людей. Людей, принимающих веру не по традиции, и не по тому, что так было принято до них, а по согласованию с собственным разумом, во имя высоких и конкретных целей. |