Газета «Наш
Мир» 18
марта 2009 г. в Казахском Национальном Университете им.
аль-Фараби прошла Международная научно-практическая
конференция «Аль-Фараби: Философия. Культура. Религия.»,
посвященная 75-летию КазНУ. Секционные
заседания прошли на Факультете философии и политологии.
Главной целью конференции стало обсуждение наиболее
актуальных проблем современной философии, культуры и религии, выявление
роли философии аль-Фараби в современном
мире. В
работе конференции приняли участие Президент фонда им. Мухтара Ауэзова,
общественный деятель Мурат Ауэзов, глава ДУМК Абсаттар кажы Дербисали,
канонический редактор газеты «Наш Мир», общественный деятель Аслбек
Мусин, дипломаты, ученые и исследователи-фарабиеведы, специалисты по
истории казахской, тюркской и мировой философии, культурологии и
социологии, теологии. Среди них - сотрудники академических и научных
центров, профессора и преподаватели вузов Казахстана, России,
Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Турции,
Египта. Ректор
КазНУ им. аль-Фараби, академик НАН РК Бахытжан Жумагулов, отметил, что
в государственной программе «Культурное наследие», которая реализуется
в стране по инициативе Главы государства, огромный пласт исследований
связан именно с изучением наследия аль-Фараби. «Присвоение КазНУ имени
этого выдающегося ученого стало важным этапом в решении задач по
вхождению в мировое образовательное пространство. Имя
абу-Насыр аль-Фараби известно всему миру. Носить имя великого философа
- это большая честь и дань уважения глубоким традициям классического
университета, каковым является КазНУ. В классическом университете
философия - обязательный компонент элитного образования со времен
средневековья», - подчеркнул ректор. Декан
факультета философии и политологии КазНУ Шаукенова Зарема Каукеновна,
подытоживая речь Бахытжана Жумагулова сказала: «Мы по праву можем
гордиться тем фактом, что центр казахстанской философской науки, ее
научная и интеллектуальная основа сосредоточена на факультете философии
Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. В деятельности
факультета в течение более полувека были периоды расцвета,
перестроек, трудностей, но коллектив неизменно справлялся с этим, рос,
мужал и выходил на новые ступени своего развития: окрепший, способный к
выполнению новых, еще более сложных и важных требований
реальности». Глава
ДУМК Абсаттар кажы Дербисали, в частности сказал: История Ислама в
казахской степи насчитывает свыше двенадцати веков. Ислам
распространяется здесь с VIII века (сражение под Таласом в 751 году
н.э.), а начиная с X века (государство Караханидов). Ислам -
государственная религия всех политических образований кочевников.
Основными именами с которыми связана история Ислама в нашей стране
являются Абу Наср аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссауи, Жусуп Баласагуни,
Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалаири. У
казахов, сказал Абсаттар кажы Дербисали, было 22 аль-Фараби, великих
ученых и философов, уроженцев Туркестана. Среди них самые известные:
Абу Наср аль-Фараби, Абу Ибрагим Исхак аль-Фараби, Абу Мухаммед
аль-Мукаддаси аль-Фараби, Абу аль Фадль Сиддик аль-Фараби и другие.
Имя
Аль-Фараби у нас, что называется, «на слуху». Немедленно вспоминается
Абу Наср Мухаммад ибн Ахмад ибн Тархан ибн Узлаг (или Узулуг, Озлаг)
аль-Фараби ат-Турки, которого философы называют «Вторым Учителем»,
после Аристотеля. Его именем в нашей стране называют улицы и
университеты, школы и торговые дома, его облик (весьма условный)
украшает купюры разного достоинства. Возможно,
кто-то вспомнит, что Абу Наср аль-Фараби был философом-мыслителем,
родился в Отраре, много путешествовал, работал в Багдаде и Дамаске,
Басре и Халебе, оставил после себя несколько социально-философских и
духовно-нравственных трактатов. Шейх
Абсаттар кажи Дербисали подробно ознакомил аудиторию с
научно-философскими трудами великих мыслителей рассвета исламской
культуры, и выразил надежду, что казахстанские студенты отдадут должное
великим предкам и внимательно изучат их научное наследие.
Депутат
городского маслихата города Актобе, Аслбек Мусин выступил на
конференции с докладом «Монотеизм как метод: научные, философские,
теологические аспекты», в котором были затронуты актуальнейшие вопросы
потерянного взаимодействия между религией и наукой в контексте проблем
общечеловеческого мировосприятия. Докладчик
констатировал, что «на протяжении последних столетий, между наукой,
религией и философией были воздвигнуты мощные барьеры. Результатом
такого разделения, при котором три методологии существуют как бы в
параллельных измерениях стала следующая ситуация. Ученые занимаются
поиском опытных данных о происхождении и структуре материальной
Вселенной. Философы остаются в стороне от изучения научных открытий и
следуют новомодным трендам, сводящим философию к изучению особенностей
лингвистики или к абсурдистским течениям постмодерна. Теологи,
смирившиеся с существованием методологических барьеров между наукой и
религией, благополучно пребывают в уюте своих мечетей, церквей и
синагог. В результате философские и теологические выводы, вытекающие из
новых открытий науки, игнорируются как научным миром, так и самими
философскими и религиозными кругами». Подводя
итог, оратор резюмировал, что «сегодня стало возможно и даже нужно
говорить о преодолении искусственно возведенных барьеров между видами
человеческого познания. Путь, пройденный эмпирической и рациональной
наукой привел нас к таким пределам, где наука должна объединиться с
теологией и философией в деле объяснения мира и роли человека в нем.
Человек, используя чувства и разум, дарованные ему Творцом, вооруженный
экспериментом и теорией сумел отыскать критерии достоверного знания. В
своих поисках он приблизился к границам трансцендентального. Здесь
физика уступает место метафизике, а теология перехватывает эстафету у
науки и разрешает извечный спор между монотеистами, пантеистами,
материалистами и агностиками в пользу монотеизма». Конференция прошла
по трем секциям. На них были выдвинуты следующие вопросы: «Философское
наследие аль-Фараби в современной мировой философии», «Социокультурные
концепции аль-Фараби и основные тенденции развития современной
культуры», «Религиозные воззрения аль-Фараби и система исламских наук в
контексте современных религиозных
процессов». |