Газета «Наш
Мир» Человечество обожает мечтать о моментальных обучателях, разом
загоняющих в голову терабайты информации. О вживленных в мозг чипах,
которые обеспечивают феноменальную скорость и бездонную память. Что
греха таить, мы и сами сколько раз задумывались о таких вещах на
последней странице . Заманчиво, что ни говори. А ведь даже у самого
заурядного, самого что ни на есть среднестатистического человека что-то
подобное было. Правда, недолго. А потом ушло. О чем это мы? О
детстве, конечно. Времени, когда любой человек без всяких таблеток и
методов погружения с фантастической скоростью выучивает язык. А если
папа и мама говорят на разных, то так же легко — оба. Выучивает на
слух, не умея ни читать, ни писать, а поначалу даже и артикулировать
что-то членораздельное не умея. Детская способность впитывать все как
губка, при этом еще и многое понимая, определяется возможностью мозга
быстро и гибко перестраивать связи между нейронами. С возрастом
пластичность уменьшается. У человека появляются взгляды, незыблемые
принципы, порой даже гражданская позиция — вот только способность
воспринимать новое уже лет с двадцати катастрофически убывает. Ну
ладно, допустим, и до двадцати можно заложить базу знаний, а после
расширять и углублять ее. Только ведь окостенение мозгов и творчество
убивает. Почти все дети гениально рисуют. А часто ли получается у
взрослых? Дети сочиняют истории. До того неожиданно и вместе с тем
логично коверкают язык, что самому Фердинанду де Соссюру остается снять
шляпу. Так стоит ли мечтать о безумных чипах, которые, подарив
мозгу новые вычислительные возможности, могут — ничто ведь не дается
совсем уж даром — напрочь отбить способность нормально соображать? Куда
полезнее будет «таблетка пластичности», временно возвращающая наш разум
в состояние повышенной восприимчивости ко всему. Кстати, к такой пилюле
человечество на самом деле куда ближе, чем к кибермозгам. В последние
несколько лет появилось немало исследований, показывающих, что с
помощью лекарств действительно можно возвращать нервной системе былую
пластичность (это используется для лечения некоторых тяжелых
повреждений мозга). Таким эффектом, кстати, в слабой степени обладают
даже банальные антидепрессанты. Становясь время от времени
ненадолго детьми, мы легко выучим хоть вьетнамский, осмысленно запомним
кучу информации накануне экзамена и вообще легко придумаем то, что
никак не давалось во взрослом состоянии. Конечно, есть тут свои
опасности. Во время учебного курса «впавших в детство» нужно беречь: не
разрешать много смотреть телевизор, залезать на подоконник. И
ограничить их возможности, пожалуй, стоит: не давать денег и острых
предметов, не пускать за руль, на пляж, на дискотеку… Хочешь учиться —
придется потерпеть.
|