Газета «Наш Мир»
В одной из недавних статей я говорил о той важной роли, которую должен теперь играть Европейский Союз, после того как к власти в США пришел Барак Обама. Для того, чтобы международная политика стала действительно многосторонней, европейские страны должны оказывать влияние, соответствующее уровню их ответственности.
В преимущественно мусульманских странах арабского мира и Азии мы наблюдаем ту же эйфорию, эпидемию «обамомании» - надежду что новый «американский мессия» быстро решит все их проблемы.
Эти ожидания крайне наивны (не надо смешивать американскую политику с символической ценностью отдельно взятого человека и цвета его кожи), нам же необходимо пересмотреть свои планы на будущее, и не путать наши обязанности с нашими надеждами.
Во время симпозиума, посвященного взаимоотношениям Соединенных Штатов и «Исламского мира», который проходил недавно в Катаре, около сотни делегатов обсуждали сложности, преимущества и неоднозначность этих отношений. В одном из ключевых обсуждений приняли участие Мадлен Олбрайт, заместитель премьер-министра Ирака Бархам Салих, бывший командующий вооруженными силами США в Ираке генерал Дэвид Петреус и бывший заместитель премьер-министра, лидер оппозиции Малайзии Анвар Ибрагим.
Господин Ибрагим категорично заявил, что с безмерным восхвалением Барака Обамы, и с сопровождающими это восхваление ожиданиями, необходимо покончить. Преимущественно мусульманские общества должны сначала навести порядок у себя дома. Заявление Ибрагима было воспринято с одобрением. Действительно, мы должны признать, ясно и четко, что ответственность за то, что происходит в преимущественно мусульманских обществах, с их внутренней политикой и местными конфликтами (от Палестины до Ирака и Афганистана, включая и угрозы Ирану) лежит прежде всего на самих этих обществах. И для правительств, и для народов этих стран настало время отказаться от образа жертвы. Конечно, палестинцы, афганцы и иракцы – жертвы агрессии. Но они также являются прямыми или «побочными» жертвами трусости и лицемерия этих государств и руководящих преимущественно мусульманскими обществами правительств.
Отрешившись от нынешнего экономического кризиса, мы видим, что эти общества кажутся политически, интеллектуально и культурно парализованными. В них царят диктатуры, отсутствуют открытое обсуждение, творческие идеи в сфере культуры и искусства (за исключением двух-трех стран). Необходимо привести в действие мощное движение подлинной и глубокой демократизации, если мы действительно хотим изменить существующий порядок и добиться пробуждения «Исламского мира». Это движение должно быть основано на всемерной борьбе против коррупции, пронизывающей все преимущественно мусульманские общества, от востока до запада. Нельзя питать надежд, что возможно чего-то достичь без основополагающей прозрачности, без отказа от привилегий, которыми обладают могущественные элиты, от кумовства при распределении должностей, от взяточничества, заступничества влиятельных лиц, неуважения закона. Но сегодняшний мусульманский мир пронизан прежде всего самой трудноискоренимой формой коррупции: постоянными призывами к исламу и исламской этике, сопровождаемыми совершенно лицемерными действиями.
Гражданское общество в мусульманском мире необходимо пробудить ото сна. Народы, и интеллигенция, не могут больше пребывать в бездействии; они не могут больше отрекаться от ответственности в пользу диктаторских режимов. То, что такие режимы существуют, и что они вводят в заблуждение свои народы, делая из них жертв – установленный факт. Но этот факт более не может использоваться для оправдания позиции жертвы, используемой, в свою очередь, для оправдания бездействия.
Один из способов оказания позитивного давления - организация кружков изучения ислама, а также согласованные действия граждан и общественных организаций. Часто движения ненасильственного сопротивления, появляющиеся в гражданском обществе, в силу своего массового характера, могут ослабить даже самые глубоко укоренившиеся диктатуры. И все же сегодня мы ничего этого не наблюдаем. По всему земному шару, от Латинской Америки до Африки и Азии, народы свергают иго диктатуры – за исключением арабских стран, лидеры которых на протяжении десятилетий «демократически» переизбираются, пожизненно оставаясь у власти.
Соблюдение законов и свободные и справедливые выборы – третье и четвертое условия возрождения этих обществ. То, какая политическая система будет избрана, определяется историей, культурой и коллективной психологией каждого общества, но основополагающие принципы должны быть неизменными. Только посредством всеобщей выборности и торжества закона могут эти общества выбраться из тупика. Подчеркиваю: эти принципы ни в коей мере не противоречат принципам ислама; те, кто заявляет подобное, манипулируют религией, чтобы оправдать, в той или иной форме, свою монополию на власть – или свою оппозицию ей.
Критика этих двух позиций, которые кажутся противоположными, но являются объективно связанными между собой, должна быть непримиримой.
Когда мы говорим о торжестве закона, всеобщей выборности и гражданском обществе, из этого должны следовать два другие условия (пятое и шестое): равенство всех граждан, вне зависимости от их верований, и полноправное участие женщин в процессе демократизации. Мусульманские общества, политики и интеллигенция должны безотлагательно прояснить свою позицию по этим вопросам, ясно определить права «меньшинств» и выступать за эмансипацию женщин как ключевое условия освобождения мусульманских обществ. Это проблема не «вестернизации», как утверждают противники этого процесса, а необходимого примирения мусульманской мысли с ее собственными принципами, с равенством и неотъемлемым правом женщин на полноценное участие в социальной жизни. Вопреки большинству консервативных и догматичных элементов, мы должны стремиться к осуществлению кардинального изменения статуса женщины в преимущественно мусульманских сообществах именно во имя основополагающих принципов ислама, а не вопреки им.
И, наконец, в седьмых – мы должны призвать к отчету избранных представителей народа, от членов парламента до премьер-министров, от президентов до королей. Их правление должно быть подвергнуто той независимой и открытой оценке, которая единственно может гарантировать нормальное функционирование общества и хорошее управление. Как далеки мы сегодня от этой цели! То, что Барак Обама стал президентом Соединенных Штатов, ничего не меняет. «Исламский мир», без сомнения, скоро обвинит его в «чрезмерной американскости», в применении политики, благоприятствующей «хищническим» интересам его страны. И тогда невозможно будет не обвинить преимущественно мусульманские, и прежде всего арабские страны, в том, что те являются всего лишь жалкими карикатурами на себя самих, представляя собой жалкую смесь диктатуры, коррупции и покорности.
Тарик Рамадан, мусульманский мыслитель,
профессор Оксфордского
университета
|