Газета «Наш Мир»
Фамилия Мусин в Казахстане - одна из распространенных. С недавних пор и одна из самых влиятельных. Аслан Мусин – руководитель администрации президента страны. Его сын Аслбек менее известен, чем отец. Однако в последнее время младший Мусин всё больше получает популярность. Не в последнюю очередь благодаря своей просветительской деятельности. Вот об этом и о том, легко ли быть сыном высокопоставленного чиновника, - беседа с Аслбеком Мусиным. Аслбек Мусин, общественный деятель, депутат маслихата города Актобе.
О себе, вере и выборах
- Аслбек, для начала, пожалуйста, расскажите о себе, ведь большинство наших читателей, к сожалению, ничего не знают о Вас.
- Я - гражданин Казахстана, мне 29 лет, убежден в существовании Одного Бога, люблю Родину, стремлюсь к Справедливости, верю в приоритет Разума над эмоциями, считаю, что сила - в Истине. С моей биографией можно ознакомиться из открытых источников. В ней нет ничего примечательного и авантюрного. В моем становлении, как человека, приняли участие следующие факторы: родители, прежде всего, отец, воспитавший во мне привычку к чтению и самообразованию, и моя Вера - рациональное убеждение в истинности Единобожия и его постулатов.
- Вы только что вернулись из поездки в Актюбинск, где принимали участие в выборах в городской маслихат. Зачем это Вам нужно?
- Не боюсь показаться банальным - искренне хочу помочь Родине.
- Не опасаетесь упреков, что на Вас работал административный ресурс?
- Я выдвигался в районе, где вырос и где меня хорошо знают. Мы провели очень серьезную и обширную работу по встречам с избирателями, коллективами школ, КСК, просто жителями микрорайона. Лично пригласили практически каждого избирателя. Это мы делали своими силами. Нас было три человека. Я и два моих друга. За несколько недель мы обошли весь микрорайон, встретились и поговорили с сотнями людей, провели несколько крупных собраний с избирателями, опубликовали информацию в местных газетах. Надо сказать, что три активных человека - это серьезный и вполне достаточный административный ресурс. Помощь также оказали работники Предвыборного Штаба и ответственные члены партии «Нур Отан», от которой я выдвигался. Сами выборы проходили под пристальным наблюдением прессы, независимых наблюдателей, Центральной избирательной комиссии.
- Скажите честно: на Вас давит то, что Ваш отец - крупный руководитель?
- Говорю честно - не давит. Власть - штука многомерная
- Аслбек, в последнее время всё ярче проявляется тенденция, когда сыновья высокопоставленных чиновников также идут во власть. Не кажется ли Вам, что это нарушает принцип равенства граждан, ведь понятно, что стартовые возможности у детей акимов, министров выше?
- Принцип равенства был бы нарушен, если бы закон запрещал определенным категориям людей участвовать в политическом процессе. Например, женщинам или тем, кто не владеет землей. Наше законодательство достаточно либерально и демократично чтобы говорить о принципиальном, но относительном - все же возрастной и имущественный ценз присутствуют - равенстве.
Вообще власть штука очень сложная и многомерная. Если Вы имеете в виду власть, как силу или прямой контроль, то я бы сказал, что это очень узкий, одноцветный подход. Обойдя тему философии или метафизики власти, перепрыгнув, так сказать, пару ступенек, я скажу, что власть есть, прежде всего, свобода. Свобода не просто от чужого влияния или контроля, но свобода от отчуждения. Причем отчуждения, в первую очередь, нематериального плана. Здесь мы вплотную приближаемся к сфере идейного или, если хотите, духовного наполнения власти. Поэтому Власть - это еще и Знание. Знание о Боге, о мире, о судьбе, о Цели и средствах. Знание освобождает, а свобода дает Волю. Есть такой термин - Воля. Воля и Власть - вещи немыслимые друг без друга. Причем Воля первична и она должна быть. Вот в этом должна быть главная суть нашего понимания Власти. Мы же понимаем Власть, как обладание или, точнее, как управление. Корень Власти лежит в волевом импульсе, идущим изнутри. На этом строится мое понимание природы Власти, как свободы и могущества. Отсутствие у наших элит привычки глубинно понимать суть вещей приводит к тому, что у них нет самостоятельной Воли. Или точнее есть, но чужая, заимствованная, вторичная. Воля должна основываться на собственном, автономном описании мира и роли человека в нем (а лучше мира в человеке). Чем глубже, правильней, изощренней, если хотите, человек или нация описывает мир для себя, тем сильнее и победоносней будет Воля, тем эффективней будет Власть.
«Марксизм - оружие, огнестрельный метод! Применяй умеючи метод этот!»
- На самом деле, существует не так уж много форм описаний мира и человека. Понятно, что я говорю о философии и религии. Надо сразу сказать, что все существущие идеологии - либеральная, консервативная (традиционалистская), коммунистическая, националистическая - уходят корнями в философию или религию, а точнее, в философское или религиозное сознание своих творцов и активных носителей. Например, либеральная идеология, имеющая своим активным носителем американскую англосаксонскую элиту (пассивным носителем будет народ Америки) уходит корнями в философию Просвещения, масонскую эзотерику, радикальный протестантизм, является целостным описанием мира, человека, нации. Имеет черно-белую модель описания мира. Наделяет своих носителей миссией, Волей, правом на Власть. Эта форма идеологии является относительно успешной, активной, изменяет мир, побеждает, сегодня проходит кризисную фазу и так далее. Или вот другой пример, марксистский. Помните, у Маяковского: «Марксизм – оружие, огнестрельный метод! Применяй умеючи метод этот!». Применили, надо сказать, не совсем умеючи, но польза была. Вопрос Власти в марксизме был решен радикально. Отобрали у консерваторов, передали либералам-коммунистам. Ход истории был изменен. Ладно, не изменен - подкорректирован. Вообще, любая уважающая себя власть должна, как минимум, претендовать на то, чтобы изменить ход истории. Если не претендует, значит что-то не так. Значит, кто-то все равно эту историю изменяет, просто ты являешься пешкой, а не игроком.
Изги Амал» - явление интеллектуальное
- Ваше имя связывают с движением «Изги Амал». Так ли это?
- Учредители и участники общественного объединения «Изги Амал» - мои друзья. Юридически я не связан с «Изги Амал», но идейно и духовно мы разделяем одну позицию. Идея движения органично выросла из традиции интеллектуального общения, которую мы установили уже давно. Мы часто собираемся для обсуждения самых разных вопросов, от ситуации в Палестине до философии экзистенциализма. В горячих спорах, в полемике оттачиваются мысли, рождаются идеи, появляются планы. Думаю, что это очень полезно и фундаментально - мысль всегда должна предшествовать действию. Поэтому можно сказать, что «Изги Амал» - это, прежде всего, интеллектуальный клуб и только потом - движение. Вообще, любой человек, стоящий на позициях патриотизма, придерживающийся принципа рациональной дускуссии и, самое главное, признающий существование Творца - может считать себя участником «Изги Амал».
- Почему именно такое движение, а не, скажем, партия? Ведь большинство Ваших ровесников занялись либо бизнесом, либо карьерой…
- Интересный вопрос. Вообще, политическая партия - это тоже общественное объединение. Но между «Изги Амал» и политической партией есть существенная разница. Партия - образование бюрократическое, призванное осуществлять управленческие функции, претендующее на участие в определении политического курса государства, в формировании органов государственной власти. «Изги Амал» - явление интеллектуальное и духовное, не стремящееся к непосредственному участию в политическом процессе. Однако в сферу нашей компетенции входит задача формирования интеллектуально-духовной базы для национальной элиты, которая не может быть аполитична. Поэтому «Изги Амал» является интеллектуальным движением, призванным решить проблему внутреннего наполнения мозгов и душ нашей национальной элиты, в том числе политической. Мы работаем не с прямой политикой, но с ее философским и духовным содержанием.
Что касается моего выбора заняться философией, то думаю, что это предопределено моим мироощущением - имею привычку смотреть в корень вещей. Мне это интересно.
О протоэлите и национал-патриотах
- Чем, по Вашему мнению, обусловлено то, что среди значительной части населения Казахстана появился интерес к религии вообще и к Исламу, в частности?
- Две причины, природная и человеческая. С одной стороны, врожденная склонность человека искать опору в нематериальных основаниях, в религии, эзотерике, психологии. С другой - либеральное законодательство в отношении религиозных объединений. Соединившись, эти два фактора объясняют, на мой взгляд, резкий количественный рост религиозных и околорелигиозныз кругов. Однако следует заметить, что в качественном отношении наблюдается обратная, я бы даже сказал деструктивная тенденция. Разрушительная по отношению к гражданской нации, к государству, к обществу в целом. Религия или сфера духовного, является мощным и, наверное, единственным ресурсом, при помощи которого национальная элита может консолидировать разрозненную человеческую массу в единое национальное гражданское целое. Для этого элита сама должна обладать правильным, эффективным и победоносным Методом. К сожалению, в нашей стране наблюдается обратная картина, когда наша протоэлита (реальная элита - это люди, берущие на себя ответственность и решающие реальные проблемы общества) допускает существенные просчеты в духовной и интеллектуальной сферах. Об этом говорит следующий удручающий факт: засилье иностранных проповедников и гуру всех цветов и мастей внутри самой протоэлиты. В среде богачей, политиков и интеллигенции существует тенденция бездумного и пассивного следования за чужими идеологиями и методами. Например, доктрина этнического национализма изобретена в абсолютистской Европе Нового Времени. Она была использована британской разведкой для разрушения континентальных империй в XIX веке, будучи вброшенной в среду деколонизированных народов для разжигания межнационального соперничества. Эта идея, доведенная до апогея в национал-социализме в XX веке, сегодня оказалась востребованной нашими псевдоинтеллектуалами. Провозглашая лозунги «Казахстан для казахов!», наши националисты не отдают себе отчет, что слепо и эмоционально копируют тех, кого потом судили и вешали в Нюрнберге. Или другой пример: идеология «салафизма», в народе известная под ярлыком «ваххабизм». Проповедники, отформованные саудовскими или пакистанскими экстремистами, ведут мощную подрывную деятельность в среде нашего народа, особенно в среде молодежи. Средневековая, мифологизированная архаика, преподносимая как «чистый ислам», опутывает души и мозги наших граждан, делая их активными или пассивными агентами чужого, враждебного влияния. Хочу напомнить, что везде, где так называемый «ваххабизм» был применен в любом качестве, результатом были деградация, невежество, неравенство и, зачастую, смерть и страдания. Для примеров достаточно вспомнить недавнюю войну в Чеченской Республике или аресты «салафитских» ОПГ в Южном и Западном Казахстане.
Знание освобождает
- Не кажется ли Вам, что мы что-то упускаем в духовном просвещении? Ведь посмотрите, сколько кругом развелось всякого рода сект, ответвлений, в том числе и в Исламе?
- Кажется и еще как. Проблема сектанства - это проблема невежества, а вот невежество - это личная проблема каждого. У человека достаточно возможностей, чтобы просветить себя. Знание освобождает, в том числе от разрушительного влияния сект.
«Изги Амал» создано, прежде всего, для противодействия тоталитарному сектантству, иррациональным учениям, антисоциальным идеологиям и течениям. Мы пытаемся показать пример рационального и взвешенного подхода к Вере. Мы считаем, что эмоции в этом деле должны подчиняться Разуму, не управлять им. С Божьей помощью нам это удастся.
- А как Вы относитесь к тому, что сегодня казахи становятся адептами «Новой церкви», к примеру?
- Каждый человек волен выбирать себе религию. Но он должен делать это осознанно и рационально. Многие действующие религиозные организации эксплуатируют слабости людей, их эмоциональную нестабильность, применяют психологические манипуляционные техники для привлечения в свои ряды. Могу сказать, что «Изги Амал» считает своей обязанностью предотвращение подобной манипуляции людьми со стороны нечистоплотных и откровенно тоталитарных сект и организаций.
Самим управлять страной
- Есть ли, на Ваш взгляд такое в нашем обществе, с чем Вы категорически не согласны?
- Беспечное, потребительское отношение к жизни, особенно у молодежи, отсутствие государственного, патриотического мышления у многих государственных служащих, узость видения наших интеллектуалов, прогрессирующее ослабление образовательного и научного потенциала, слепое копирование чужих идей и дефицит творчества.
- Что необходимо исправлять, чтобы не упустить сегодняшнее поколение 20-летних?
- Надо дать молодым видение светлого будущего, в котором мы, казахстанцы, будем сами управлять своей судьбой, следуя своим собственным мечтам и целям, а не навязанным нам стандартам потребления и мертвым ритуалам. Этим видением обладает только религиозное сознание. Не фанатичное, иррациональное, архаичное понимание сектантского типа, но твердое, рациональное убеждение, основанное на Откровении и Разуме.
Для появления национальной идеи нужна Воля
- Не так давно один казахстанский учёный провёл исследования, результаты которого повергли его в шок. По всем данным выходит, что казахи не состоялись даже, как единый народ. Региональные, жузовые интересы преобладают. Иными словами, как бы мы не открещивались, трайбализм проник во все поры нашего общества. Как Вы это прокомментируете?
- Эта проблема существует и представляет собой реальную угрозу. Решение проблем, стоящих перед нашей нацией и нашим государством, требует консолидации усилий всех общественных сил и слоев. Для этого требуется объединение народа в гражданскую нацию с элитой, обладающей государственным мышлением и уникальной национальной идентичностью. Трайбалистская или племенная ментальность имеет свою собственную ценностную систему, которая несет антинациональный характер. Нация есть нечто, преодолевшее местечковость. Местничество или землячество препятствует формированию единого поля национальной идентичности и является антигосударственным явлениям.
- Должна ли быть, на Ваш взгляд, создана национальная идея, которая позволила бы нам уйти от этого, и объединила бы народ? Какой она должна быть?
- Любая идея и, особенно, национальная, должна рождаться в лоне философии или, если хотите, теологии. Для этого нужна та же Воля. Воля к мысли, свободной и неограниченной чужим влиянием. Только тогда мысль сумеет проникнуть за пределы опыта и докопаться до предельных оснований. И я уверен, что искать основание для национальной идеи нужно не в прошлом, настоящем и будущем, но во вневременном источнике. Таким источником может быть только Бог. |