Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Критика фикха меньшинств. Приближение к проблеме
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Появление фикха меньшинства и утверждение его в правовой практике западных исламских общин, а также порожденные им дискуссии в мусульманской интеллектуальной среде являются революционным моментом для правовой мысли и практики уммы. Это событие является наиболее значимым и противоречивым после начавшегося в средние XX века социально-политического пробуждения исламского мира. Оттого представляется необходимым разобраться в сути происходящих событий и дискуссии относительно природы и целей этой новой правовой концепции.

Фикх меньшинств внутри самой мусульманской общины подвергается критике с двух сторон. Некоторые верующие и мыслители отклоняют всю концепцию о том, что мусульмане на Западе должны иметь специальный раздел фикха. Другие осуждают только некоторые данные в рамках фикха меньшинств фетвы (богословско-правовые заключения) и правовые постановления, «чрезмерно облегчающие» для западных мусульман нормы Шариата.

Более того, долгое время даже члены Европейского совета по фетвам и исследованиям (ECFR), который являлся основным проводником новой концепции, не могли прийти к единому мнению относительно фикха меньшинств, его целей и методов. Официальной доктриной ECFR фикх меньшинств стал только в январе 2004. Наиболее же серьезное обвинение в адрес фикха меньшинств заключается в том, что его называют «недозволенным нововведением», или «бид’а».

Вопрос, заданный одним из мусульман муфтиям ECFR в рамках регулярной сессии на сайте «IslamOnline», достаточно четко раскрывает суть дискуссии между сторонниками и критиками концепции фикха меньшинств: «Существуют научные разногласия в отношении фикха мусульманских меньшинств. Некоторые ученые воспринимают его, как нововведение, которое играет с религией Аллаха. А другие считают законной необходимостью. Какова ваша точка зрения по этому вопросу? Каков характер научных разногласий в этом отношении?»

Основатели фикха меньшинств

Итак, фикх мусульманских меньшинств, или «фикх уль-акалийят аль-муслима» является правовой концепцией, заложенной в 1990-х годах двумя видными религиозными деятелями – шейхом Тахой Джабиром аль-Альвани из Вирджинии, США, и шейхом Юсуфом аль-Карадави из Катара.

Шейх аль-Альвани был первым, кто предложил термин «фикх уль-акалийят» и использовал его впервые в 1994 году. Тогда Североамериканский совет по фикху под его председательством издал фетву, позволяющую американским мусульманам голосовать на американских выборах. Первые фундаментальные книги по фикху меньшинств начали публиковаться уже к началу 2000-х годов. С тех пор на службу, защиту и продвижение этой концепции поставлены мощные информационные и организационные ресурсы западной мусульманской общины.

Основатель фикха меньшинств, шейх Таха Джабир аль-Альвани сегодня является председателем Высшей школы исламских и социальных наук в американском Эшборне штата Вирджиния, ставшего частью Университета Кордовы. Кроме того, он является основателем и бывшим председателем Североамериканского совета по фикху. В 2001 году он опубликовал на арабском языке книгу «Назарат та´асисийя фи ль-фикхи ль-акалийят», или «Основополагающие соображения в отношении фикха меньшинств», в которой он описывает основные контуры своей теории.

Он родился в 1935 году в семье мусульман-суннитов в Ираке, учился в Университете аль-Азхар в Каире, где он получил степень доктора в 1973 году по специальности «Усуль уль-фикх» (Основы фикха), освоение которой позволяет ученому состояться в качестве муфтия. С 1963 по 1969 годы аль-Альвани работал в качестве имама и преподавателя в области исламских исследований в Иракской военной академии.

С 1975 по 1985 годы он преподавал исламское право в Университете имама Мухаммада бин Сауда в Эр-Рияде, в Саудовской Аравии. Впоследствии он переехал в Соединенные Штаты, где сразу же занялся интеллектуальной и просветительской деятельностью на ниве исламского призыва. Само это переселение Аль-Альвани из Саудовской Аравии в США является весьма примечательным моментом, поскольку позволяет понять его призыв к мусульманам CIF «перенимать лучшее у американского общества».

Кроме того, он является членом Международного совета по фикху в Джидде, который выступает в качестве центрального органа для региональных советов по фикху по всему миру (включая Североамериканский совет по фикху), и подчиняется Организации Исламская конференция (ОИК). Многие годы аль-Альвани также работал в качестве председателя Международного института исламской мысли (IIIT), который имеет филиалы по всему исламскому миру.

Соучредителем фикха меньшинств выступил председатель Международного совета мусульманских ученых (улемов) шейх Юсуф аль-Карадави – весьма знаковая и примечательная личность в исламском мире. Аль-Карадави написал более ста книг по различным исламским дисциплинам, прикладному праву.

Он родился в 1926 году в деревне Сафт-Тураб в Египте, также обучался в Университете Аль-Азхар, где он получил степень доктора в 1973 году. Работал имамом и учителем в мечетях, а также государственным должностным лицом в египетском Бюро религиозных фондов (вакфов). В 1961 году он переехал в Катар, где он развернул активную просветительскую деятельность.

В 1997 году Аль-Карадави основал Европейский совет по фетвам и исследованиям (ECFR) в целях обеспечения европейских мусульманских меньшинств исламским правовым руководством. Он является автором работы «Фикх уль-акалийят аль-муслима. Хайят уль-муслимин васат аль-муджтамаат аль-ухра» - «Фикх меньшинств. Жизнь мусульман в других обществах», в которой он описывает общие правовые нормы фикха меньшинств и приводит примеры его применения.

Как публичная фигура, имеющая широкий доступ к СМИ, он регулярно участвует в телевизионных дебатах на канале аль-Джазира в передаче «аш-Шариат ва ль-Хайят» - «Шариат и жизнь», поддерживает в сети собственный сайт и принимает самое активное участие в работе ключевого для интеллектуальной и организационной активности европейских мусульман сайта «IslamOnline».

Особенность сегодняшнего момента

Концепция утверждает, что мусульманские меньшинства, особенно проживающие на Западе, нуждаются в особых, новых правовых подходах для решения своих специфических религиозных потребностей, которые отличаются от нужд мусульман, проживающих в странах традиционной зоны распространения Ислама. Это связано с тем, что, хоть на протяжении всей исламской истории и случалось, что мусульманские меньшинства жили какой-то период под правлением немусульман, сегодняшняя ситуация в корне отличается от прошлых лет.

Одним из аспектов этой ситуации является беспрецедентный и продолжающийся рост исламской общины на Западе. Ахмад Рави, председатель Союза исламских организаций в Европе (UIOE) считает, что в Западной Европе проживает приблизительно 16 миллионов мусульман, что составляет 4,43% от общей численности европейского населения. Только во Франции число мусульман превышает 6 миллионов человек при населении страны в 57 миллионов человек, в Германии - 3 миллиона мусульман при 79 миллионах населения.

Совет по американо-исламским отношениям (CAIR) оценивает число мусульман в США в 6-7 миллионов человек. Другие исследователи, однако, выдвигают более скромные оценки. По словам Ивонн Йазбек Хаддад и Джейн Смит, в Западной Европе проживает всего лишь около 10 миллионов мусульман - 3 миллиона во Франции, 2 миллиона – в Великобритании и 2,5 миллиона в Германии. Что касается Северной Америки, они заявляют, что здесь проживают около 6 миллионов мусульман в США и полмиллиона в Канаде.

Кроме того, сегодняшняя ситуация характеризуется тем, что иммиграция мусульман в Европу и Америку в течение последних ста лет, особенно во второй половине ХХ века, создала совершенно новую, не существовавшую прежде ситуацию. Теперь большие мусульманские общины не только проживают в условиях неисламского правления и под влиянием западной культуры. Но теперь и сами мусульмане, получая большие религиозные и политические свободы в западном мире, становятся одной из основных сил, которая способна определять будущее западного мира. То есть, то, насколько он может стать исламским в будущем.

Приближение к проблеме

Возвращаясь к природе и целям фикха меньшинств, заложенным его основателями, отметим, что в идеале, мусульмане живут согласно Шариату – фундаментальному исламскому закону, закрепленному и раскрываемому в фикхе – конкретизированных и детализированных правовых нормах, применимых к практике. Особенность же фикха меньшинств, по замыслу его основателей, состоит в том, что он имеет дело с повседневной социальной, экономической, правовой и политической практикой миллионов мусульман, живущих в непривычных для себя условиях господства западного, светского закона.

Шейх Мухаммад аль-Мухтар аш-Шинтики, директор Исламского центра в Саус-Плейнс, в Лаббоке, штат Техас, который является заметной фигурой в сфере фикха меньшинств, отвечая на вопросы читателей на данную тему в ходе сессии «Живая фетва» на портале «IslamOnline», попытался разъяснить соотношение Шариата и фикха: «Шариат относится к ниспосланной религии, в целом, а фикх относится к тому, как положения Шариата должны применяться с точки зрения правоведов».

Таким образом, фикх меньшинств стремится решить конфликт, возникающий между желанием западных мусульман следовать нормам Шариата в западном же обществе и стоящей перед ними необходимостью подчиняться одновременно законам страны проживания. Одной из его первостепенных задач являлось снятие некоторых правовых барьеров, возведенных средневековыми мусульманскими правоведами на пути все более плотного проникновения мусульман на Запад.

В частности, одной из его задач было пересмотреть и переосмыслить такие ключевые понятия исламской средневековой геополитики, как, например, Дар уль-Ислам (пространство Ислама) и Дар уль-харб (пространство войны). Но при этом сделать это таким образом, чтобы в своей переработке и переосмыслении этих понятий и концепций не выйти за пределы фундаментальных правовых канонов Шариата.

Теория фикха меньшинств легче всего может быть объяснена через дискуссию ее основателей и муфтиев, которые руководствуются им в своих правовых изысканиях, через причины, которые подвигли их к учреждению в рамках общего фикха специального правового раздела для мусульманских меньшинств, через их религиозные взгляды на сегодняшние немусульманские земли и страны, а также через их методологические подходы.

Еще одной задачей фикха меньшинств после пересмотра средневековых концепций была задача предложения тех правовых механизмов и инструментов, которые в рамках исламского Шариата позволят решать проблемы и задачи, вставшие перед мусульманами на современном Западе. Одними из таких механизмов, к примеру, в фикхе меньшинств выступили две фундаментальные предпосылки - территориальный принцип «алямийят уль-Ислям», то есть восприятие Ислама, как всемирной, универсальной религии, имеющей глобальные цели и интересы, а также правовой принцип «макасид уш-шариа», то есть целей Шариата.

Первый принцип, к примеру, дал мыслителям фикха меньшинств обоснование для того, чтобы считать само существование постоянных мусульманских общин в неисламских землях дозволенным и даже желательным. А второй – позволил правоведам фикха меньшинств адаптировать нормы исламского права к нуждам и потребностям мусульманских общин на Западе. Что на практике означает использование к проблемам западных мусульман правовой гибкости фикха с тем, чтобы создать для них условия и возможности развития в рамках исламского правого поля.

Категория: Исламские новости | Просмотров: 1236 | Добавил: nm2000 | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://islam.ru

Автор: Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат политических наук

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана