Газета «Наш Мир»
Специалисты-геронтологи утверждают, что у homo sapiens, как у биологического вида, предел жизни составляет 110—120 лет. Почему же достичь этой планки могут лишь немногие?
Четыре инновации в медицине уже продлили средний возраст человека на 40 лет. Речь идёт о гигиене (XVII век), появлении антисептиков (XIX век), вакцинации (XIX век), открытии антибиотиков (XX век). Как говорится, дальше — больше. Новая научная революция, связанная с пептидами (биорегуляторами, состоящими из нескольких аминокислот), способна подарить нам ещё десятки лет жизни. Причём здоровой и радостной жизни.
Что же такое короткие пептиды, или, как их ещё называют, нанопептиды, как они трудятся в человеческом организме?
В 60-е годы прошлого века американский учёный Леонард Хейфлик выявил, что клетки нашего организма могут делиться ограниченное число раз. Сверяясь с внутренним счётчиком и «выйдя к финишной черте», они погибают. Механизм действия схож с работой секундомера на взрывчатке. Отсчитав положенное число раз, он срабатывает на уничтожение.
Более чем 35-летние исследования нашего соотечественника доктора медицинских наук, директора Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии Северо-Западного отделения РАМН Владимира Хавинсона доказывают: сбросить «клеточные часы» можно. В роли «сапёра» выступают органические вещества, высокомолекулярные соединения — пептиды. Следуя от клетки к клетке, они сообщают им «омоложенный» информационный код и дают задание работать так, как они работают в молодом здоровом организме. В среднем пептидные биорегуляторы способны продлить на 30—40 процентов продолжительность жизни клеток того органа, из которого они были изначально выделены. В результате восстанавливается нормальное функционирование износившихся или заболевших органов и тканей.
Исследования пептидов начинались в военных целях. Медикам была поставлена задача: найти способ поднять сопротивляемость организма, чтобы повысить боеспособность войск в экстремальных условиях. За иммунитет в нашем организме отвечает вилочковая железа. Препарат, повышающий иммунитет, был добыт из вилочковой железы телят. Уже 25 лет он продаётся в аптеках.
За прошедшие годы учёные научились выделять пептиды из всех видов ткани: костной, хрящевой, мышечной, сосудистой. После иммуномодулирующего был создан препарат с омолаживающим эффектом. Он был изготовлен из пептидов эпифиза телёнка и одно время тоже продавался в аптеках. Сложность оказалась в том, что эпифиз телёнка размером буквально с рисовое зернышко. Производить препарат в большом количестве не было возможности.
Сейчас учёные пытаются синтезировать пептиды из аминокислот. Результаты хорошие. Есть надежда, что нанолекарства действительно помогут продлить жизнь людей. Короткие пептиды также могут входить в состав кремов, заставляя кожу производить собственный коллаген. Популярная же сейчас «коллагеновая» косметика не более чем рекламный ход. Молекула коллагена большая, она не может пройти в слои кожи. Нанесли крем, смыли — и всё. Сейчас существует несколько десятков разработанных нанолекарств из животного сырья. Но, чтобы они появились в аптеках, нужно время. На регистрацию одного препарата уходит 12 лет. Такая ситуация не только в России, но и во всём мире.
«Геронтология, гериатрия имеют более 300 теорий старения, это говорит о сложности процесса. Главное, что мы делаем в своей биологической жизни, — начинаем стареть. Как только образуется зигота — человек начинает стареть», — считает академик Владимир Шабалин, директор НИИ геронтологии Минздравсоцразвития РФ. Тем не менее в течение ХХ столетия средняя продолжительность жизни увеличилась в два раза.
А удвоение продолжительности жизни за всю историю человечества было всего два раза. В каменном веке люди жили в среднем 25 лет, в средние века — 30—35. К концу ХХ века средняя продолжительность жизни составила 70 лет.
Существуют три основных направления обеспечения предотвращения патологического старения: химический фактор регулирует те или иные отклонения; физический фактор влияет на глубинные процессы организма; биологический фактор влияет в качестве предупредительных элементов на процесс старения. В нашей интеллектуальной эволюции применение биорегуляторов является весьма перспективным направлением, которое может обеспечить нам конкретное удовлетворение пожеланий наших взглядов на жизнь», — считает Владимир Шабалин.
По нынешней классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до 44 лет человек считается молодым, в 45—59 — средний возраст, 60—74 — пожилым, 75—89 — старческим, люди 90—100 лет и старше уже называются долгожителями. А геронтологи предлагают свою классификацию: до 30 лет — юность, 30—60 лет — первая молодость, 60—90 лет — вторая молодость, после 90 лет — третья молодость.
В рамках исследований российских учёных более 15 миллионов человек получали пептиды в течение 20 лет. Эффективность лечения составила 70 процентов.
Интеллектуальная активность не должна снижаться с возрастом. Более того, творчество — величайший стимул к долгожительству. Этому есть масса доказательств. Например, величайший итальянский живописец эпохи Возрождения Тициан создал знаменитую картину «Христос в терновом венце», когда ему было 95 лет, а немецкий поэт Гёте закончил «Фауста», будучи 82 лет от роду. После восьмидесяти творили Лев Толстой и Бернард Шоу.
По данным специального комитета, отслеживающего жителей планеты старше 100 лет, сейчас в мире насчитываются 84 человека, которым перевалило за 110 лет. Среди них 75 женщин и 9 мужчин. |