Газета «Наш Мир»
Много раз давал себе слово не смотреть исторических
фильмов. Никаких – ни наших, ни не наших, ни про древнюю историю, ни
про недавние дни. Не увижу – так и злиться не буду. Кинокритику можно
не читать, профильные разговоры любопытных знакомых уводить в сторону.
И вот регулярно нарушаю данное себе слово. Смотрю, злюсь, потом снова
даю себе слово. Ну и, конечно же, снова нарушаю. И
не то чтобы я хорошо знаю историю. Наоборот, плохо – это что касается
хоть сколько-то знакомых мне периодов. Все остальное я знаю просто
паршиво. Однако даже в общем обрывочных сведений бывает достаточно для
того, чтобы очень не любить исторические фильмы. Равно как и
научно-популярные книги. И вопрос тут вовсе не в
идеологической накачке того или иного события. В конце концов пришлось
свыкнуться с тем, что исторические события используются для решения
сиюминутных политических и идеологических задач. Однако,
как выясняется, выполнение идеологических задач сопровождается
откровенной производственной халтурой. И это самое опасное дело.
Договориться о том, чтобы оставить историю в покое и определяться с
будущим, не привлекая к этому в качестве расходного материала
исторические события, возможно, еще получится. А вот отучить
производителей от вольного обращения с фактурой будет гораздо сложней.
Они же так привыкли. Так проще и быстрее. Вот в
совсем свежем фильме про достаточно недавние события появляется
мордатый и в целом положительный дядя. Он наряжен в форму командира
Красной армии. По ходу фильма его называют маршалом Тухачевским. А я
точно знаю, что он совсем не похож на него. Маршал по-другому выглядел.
И, более того, в каком-то другом фильме на эту роль подобрали актера,
вид которого хотя бы не противоречил фотографиям маршала. То есть
нерешаемой задачей это в общем не является (а вот если бы я хорошо знал
историю, то, наверное, обратил бы в этом эпизоде внимание на другие
мелочи и расстроился бы еще больше). Говорят, в
другом свежем фильме, гораздо более знаменитом, было допущено более 100
больших и малых исторических ляпов. Подсчет произвел очень дотошный
человек, и я восхищаюсь его терпением и мужеством. Я это кино
досмотреть до конца не смог бы точно. По вполне объективным причинам.
Из кинотеатра меня бы вывели, а если бы смотрел дома, то выкинул бы
диск в окно, возможно, вместе с воспроизводящей аппаратурой. На
самом деле оградить себя от исторического кино совсем не сложно –
достаточно просто сдержать взятое на себя обязательство не смотреть
его. Жертвуя при этом фильмами, создатели которых постарались
максимально аккуратно распорядиться имеющимся материалом. Проблема
в том, что оградить себя от последствий просмотренного практически
невозможно. Историческое кино пользуется несколько меньшей
популярностью, нежели ток-шоу или концерты юмористов, однако и его люди
смотрят. Убедить их в том, что их ознакомили в лучшем случае с
творческим взглядом съемочной группы на историческое событие, бывает
достаточно сложно. Впрочем, это касается и художественной литературы.
Однажды я крепко обидел случайного попутчика, взахлеб пересказывавшего
мне содержание романа «Русь изначальная» Валентина Иванова. Когда я
попытался объяснить ему, что это художественный роман, а не летопись и
достоверность некоторых событий вовсе не очевидна, попутчик стал
сердиться, а потом и совсем прекратил разговор. Счел меня неучем. Ну по-своему он в общем прав был. Я ж тогда не знал, что лучше о футболе поговорить.
|