Газета «Наш Мир»
В проповеди после богослужения Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил:
"Понедельник Страстной седмицы посвящен одной очень важной теме – теме
лицемерия. Господь обличил смоковницу, которая имела пышную листву, но
не имела плодов. Он не только обличил это древо, но и наказал его –
смоковница засохла. Это символическое деяние Спасителя свидетельствует
о том, что лицемерие не может приносить добрых плодов".
Лицемерный, двоедушный человек живет двумя жизнями. Одна из них
видна окружающим, другая – внутренняя, сокровенная. Как подчеркнул Патриарх Кирилл, в этой жизни "выстраиваются свои приоритеты, в ней своя
шкала ценностей, в ней свое целеполагание, ибо лицемерный человек
всегда имеет некие скрытые от других цели в жизни, а вовне он проявляет
себя иначе; чаще всего внешнее проявления такого человека направлены на
то, чтобы достигать скрытых целей".
"В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи – диавол. Жизнь лицемера
не может быть жизнью по Бозе, ею всегда управляет злое начало. Не может
устоять царство, которое разделится внутри себя (см. Мф. 12. 25). Это
свидетельство слова Божия справедливо к любой человеческой общности,
будь то государство, трудовой коллектив или семья. Не может устоять
объединение людей, которое разделяется внутри себя, потому что
разделение есть нарушение целостности, а значит, и силы такой общности.
Сказанное справедливо и в отношении человеческой личности: если человек
разделяется, если он живет двумя жизнями, то не может устоять такая
личность перед напором внешних обстоятельств, испытаний, скорбей, ведь
внутренние силы человека подтачиваются двоедушием", – сказал Патриарх Кирилл.
"Добродетелью, обратной лицемерию, является целомудрие. Оно
направлено на сохранение целостности человеческой личности, – продолжил
Предстоятель Русской Православной Церкви. – Целомудренный человек не
живет двумя жизнями, у него нет того, что непременно нужно было бы
скрывать от других. Чаще всего целомудрие мы связываем с преодолением
плотских грехов человека, и это справедливо. Но понятие целомудрия
шире, чем просто плотская чистота: оно есть образ жизни, который
формирует целостную человеческую личность".
Подчеркнув, что двоедушие опасно тем, что разрушает внутреннюю
целостность личности, ослабляет внутренние силы, а значит, человек
становится слабым и уязвимым, Патриарх Кирилл отметил: "Но лицемерие
опасно и для окружающих людей, потому что вводит в заблуждение, создает
иллюзию некоего благополучия".
Патриарх Кирилл напомнил: "Знакомясь с лицемерным человеком, мы
часто бываем обезоружены, поскольку уверены, что перед нами человек
добрый и то, что он проявляет вовне, отражает его внутреннюю жизнь.
Нередко мы стремимся завязать дружбу с такими людьми, нередко поверяем
им свои сокровенные тайны, делимся с ними тем, чем никогда не стали бы
делиться с плохим человеком".
Но всякая ложь непременно обнаруживает себя – нет ничего тайного,
что не стало бы явным, отметил Патриарх Кирилл. "И когда
обнаруживается ложь лицемера, тогда разрушается ткань человеческих
отношений. Реакцией на лицемерие является отчуждение от такого
человека", – сказал Патриарх Кирилл, добавив, что лицемер
всегда, в конце концов, проигрывает и остается в одиночестве;
лицемерный человека не способен приносить плод, подобно той пышно
цветущей, но бесплодной смоковнице, о которой говорится в Евангельском
повествовании.
"Господь осуждает лицемерие как грех, и не случайно обличительная
проповедь Спасителя в эту последнюю перед страданиями неделю начинается
с обличения лицемерия. Эта тема будет продолжена и во вторник Страстной
седмицы. Уже сегодня на утрени мы читали Евангелие с грозным осуждением
фарисеев, которые лицемерили в области веры, в религиозной части
человеческой жизни – там, где должна быть полная искренность. Лицемерие
в вере есть самое отвратительное и самое греховное проявление
лицемерия", – считает Предстоятель Русской Церкви.
"Иногда с этим греховным и отвратительным проявлением мы
сталкиваемся и в церковной среде, когда человек выдает себя не за того,
кем он на самом деле является, – продолжил Патриарх Кирилл. –
Зная, с каким огромным уважением люди относятся к духовным авторитетам,
некоторые пытаются стать таковыми, не напрягая силы, не следуя путем
подвига, но посредством лицемерного устроения отношений с другими
людьми. Именно о них сказал Господь: вы как гробы окрашенные, внутри
полные всякой нечистоты (см. Мф. 23. 27)".
Грозное осуждение лицемерия Спасителем является для всех нас очень
важным знаком того, что лицемерие и христианская вера – несовместимые
понятия, отметил Патриарх Кирилл. "Если кто-то, особенно в Церкви,
хочет показаться другим благочестивым и мудрым, иногда даже
кощунственно прозорливым, если кто принимает на себя власть и
полномочия, которые никак не могут проистекать из его духовного
состояния, а являются лишь только попыткой распространить свое влияние
на других, используя лицемерие, тот сугубо подвергается Божию
осуждению. Кем бы мы ни были – пастырями или пасомыми, известными
людьми или неизвестными, – если мы приходим в Церковь, то всякую
попытку лицемерия должны оставить за ее вратами, ибо здесь, под святыми
сводами, нет места этому опасному, вредному и губительному состоянию
человеческой души", – подчеркнул Патриарх Кирилл.
Он напомнил: "Великий пост – это время покаяния, молитвы, время
духовного сосредоточения, духовного роста. И сегодня, может быть, как
ни в один другой день, мы должны просить Господа помочь нам избавиться
от многих наших грехов, но особенно защитить нас от того греха, который
столь грозно осудил Спаситель, обращаясь к Своим ученикам в преддверии
Крестных Страданий".
"Всех вас приветствую в первый день Страстной седмицы и радуюсь
возможности помолиться вместе с вами в нашей прославленной Новоспасской
обители", – заключил Патриарх Кирилл, призвав на богомольцев
благословение Божие. |