Газета «Наш Мир»
Северная Корея заявила о возобновлении своей ядерной программы
КНДР заявила о выходе из шестистороннего переговорного процесса о безъядерном статусе Корейского полуострова и о возобновлении своей ядерной программы. Очередная попытка Пхеньяна обострить ситуацию и привлечь к себе внимание последовала после принятия Совбезом ООН заявления, которое осудило запуск КНДР ракеты со спутником связи.
Жесткий, хотя и ожидаемый ответ Пхеньяна последовал после довольно компромиссного решения Совета безопасности. Заявление - это не резолюция, на принятии которой настаивала Япония. Однако спокойная и даже в чем-то равнодушная реакция мировых лидеров, в первую очередь США, разрушает основы внешней политики Пхеньяна, лишает его одного из главных инструментов - возможности игры на противоречиях и страхах. Способ удержания КНДР в центре мирового внимания был выбран в полном соответствии с давними традициями северокорейской дипломатии.
Верхом на тигре
То, что действующая экономическая модель КНДР нуждается в реформировании и модернизации, не является секретом не только для сторонних наблюдателей, но и для самой северокорейской элиты. Образ правителей страны как идеологически зашоренных догматичных коммунистов, верных многочисленным заветам основоположников доктрины и "отца нации" Ким Ир Сена, менее всего соответствует действительности.
Мощный пресс идеологии - это для народа. Верхи все понимают, их дети пользуются, в меру возможности, благами западной цивилизации, и необходимость перемен очевидна. Главный вопрос - а как это сделать? На него ответа нет. Ни один из образцов подобной модернизации, которые уже подарила история, для сегодняшней КНДР не подходит. В первую очередь потому, что не дает гарантии сохранения суверенитета страны и выживания правящего класса. Выживания в буквальном смысле - физического.
Воплощение в жизнь идеи единой Кореи, которая является официальной доктриной и Юга, и Севера, для элиты КНДР равнозначно смерти. Душевой доход южнокорейцев более чем в 17 раз превышает этот показатель на Севере, а разница в уровне национального дохода на душу населения вообще является пятидесятикратной. Мощная экономика соседа просто "задавит" северян, в Пхеньяне воцарятся сеульские менеджеры, и нынешняя коммунистическая элита в лучшем случае просто исчезнет. В худшем - пойдет под суд.
Самостоятельное постепенное реформирование экономики по примеру соседнего Китая также невозможно. У Китая не было по соседству китайцев, которые бы жили во много раз лучше. Уменьшение влияния идеологии и даже небольшое ослабление информационной блокады все равно приведет к падению режима. Жители КНДР увидят правду не только о других странах. Самое опасное - это то, что они узнают, как в действительности живут такие же корейцы как и они, только на Юге.
Кандидат исторических наук Андрей Ланьков метко назвал это положение "верхом на тигре". И ехать страшно, и слезть смертельно опасно.
Филигранный шантаж
Остаются только попытки сохранить существующий режим как можно дольше. Но даже для этого нужны вливания, так сказать "иностранные инвестиции", в северокорейском понимании. А проще говоря помощь. Для того, чтобы стране помогали, она должна как-то заявить о себе миру и вынудить его оказать такую помощь. Причем желательно, чтобы это происходило регулярно.
Северокорейское руководство виртуозно овладело искусством игры на противоречиях между другими странами и получения бонусов от банального шантажа. Одно время хорошо получалось играть на стремлении Южной Кореи объединить нацию. Пхеньян "позволял" оказывать себе помощь в обмен на небольшие уступки и декларации о прогрессе в будущем. При этом, одновременно, Север активно заигрывал с Китаем. Пекин давно стремился втянуть КНДР в орбиту своего влияния и достиг на этом пути определенных успехов. На сегодняшний день Китай является крупнейшим торговым партнером КНДР. По некоторым оценкам, товарооборот между двумя странами в 2008 году вырос на 41 процент и составил 2,79 миллиарда долларов. Южная Корея находится только на втором месте - 1,82 миллиарда долларов.
Интерес Китая заключался в том, чтобы по возможности не дать возникнуть на своей границе "Большой Корее", которая в будущем могла бы составить ему конкуренцию. Промышленные монстры Южной Кореи и без того доставляют немало неприятностей китайским производителям. Так что потенциальные неприятности лучше предотвратить заранее. Да и с ростом уровня жизни в самом Китае стало выгодно размещать некоторые производства в нищей КНДР, сверхдешевизна рабочей силы в которой значительно повышает конкурентоспособность китайских товаров. Плюс полезные ископаемые, плюс территории... Перспективы есть.
На рубеже веков активное участие во всевозможных переговорах принимала и демократическая администрация Билла Клинтона. Разрабатывались планы компенсаций и разного рода помощи, началось строительство "неопасного" с оружейной точки зрения реактора, казалось, наступил "золотой век" северокорейской дипломатии.
Противовес Китаю
Как водится, все испортил Джордж Буш. Он причислил КНДР к "оси зла", большинство проектов было свернуто, новая администрация стала ожидать скорого коллапса коммунистического режима.
В 2008 году приход к власти в Южной Корее администрации Ли Мен Бака ознаменовал практический отказ Сеула от официальной доктрины объединения. Риторика осталась, но она окончательно лишилась какого-то конкретного содержания. Опыт объединения Германии показал, что дело это очень дорогостоящее и длительное. Что уж говорить о КНДР, жителей которой южане уже давно воспринимали не как родственников, а почти как пришельцев с другой планеты, только говорящих на похожем языке.
В течение всего 2008 года шло сворачивание сотрудничества между двумя странами, наработанные годами результаты легко перечеркивались. "Игра на обострение" не давала результатов, Сеул не поддавался давлению, от жестких оценок не отступал, помощи в обмен на уступки не предлагал. Апофеозом конфронтации стало аннулирование КНДР всех мирных договоренностей с Югом в январе 2009 года. И если со стороны Сеула это выглядело как возврат к прагматичной позиции, лишенной ностальгического флера, то Пхеньян попал в большую зависимость от Пекина. Поле для игры сузилось, опасность потери самостоятельности возросла. Какая же страна могла выполнить функции противовеса Китаю?
Япония на эту роль не годилась изначально, поскольку она сама и по-своему разыгрывала корейскую карту в противостоянии с тем же Китаем. Постоянное преувеличение военной угрозы Пхеньяна, особенно ядерной, служит Токио прикрытием для наращивания вооружений в страхе перед усилением континентального гиганта. Японии выгодно видеть в лице КНДР противника, попытки обострения только усиливают ее позиции. Россия, которая имеет давнюю историю сотрудничества с КНДР еще со времен корейской войны, последние годы сама не может определить, в чем заключаются ее интересы в регионе. Она берет на себя обязательства по оказанию помощи и выполняет их, но в качестве противовеса Китаю не годится.
Оставалась Америка. Там как раз в начале 2009 года к власти должны были вернуться демократы.
Шесть сторон
Столь разные интересы привели за стол переговоров участников шестистороннего процесса об урегулировании кризиса вокруг ядерной программы КНДР. Первый раунд переговоров состоялся в августе 2003 года в Пекине. Китай, Россия, США, Южная Корея, Япония и КНДР пытались договориться об условиях ядерного разоружения полуострова. Переговоры шли тяжело, первый совместный документ стороны смогли принять только в сентябре 2005 года в ходе четвертого раунда. Пхеньян торговался, добивался помощи и уступок, продолжая подготовку первых ядерных испытаний, которые произошли в октябре 2006 года.
Маломощное устройство, которое и сработало-то, по мнению экспертов, не в полную силу, позволило КНДР называть себя ядерной державой. Это был важный успех, который многие расценили как провал в первую очередь политики администрации Джорджа Буша. Имея на руках такой козырь, Ким Чен Иру стало гораздо легче добиваться от "партнеров" уступок. Однако и напуганная "шестерка" давила, вводила экономические санкции.
Наибольшим успехом шестисторонки считается демонтаж объектов ядерного комплекса в Йонбене в обмен на экономическую помощь, в частности один миллион тонн топлива для ТЭЦ. Летом 2008 года охладительная башня реактора была взорвана. Однако и тут, по мнению некоторых экспертов, КНДР всех перехитрила. При отсутствии необходимых технологий эксплуатация реактора в Йонбене, на котором был получен оружейный плутоний, была опасна для самих корейцев. Есть версия, что его закрытие и так было делом времени, Пхеньян же сумел получить за это еще и компенсацию.
Когда же настала пора договориться о конкретных мерах по международному контролю за развитием ядерной программы КНДР, переговоры зашли в тупик. Последняя встреча в декабре 2008 года закончилась полным провалом. Обязательства по поставкам топлива выполнили Россия и, конечно же, Китай. Остальные присоединились к санкциям, которые последовали за срывом переговоров.
Ракета для Обамы
На некоторое время воцарилось затишье, совпавшее с исчезновением из публичного поля лидера КНДР, как предполагали, в связи с болезнью. "Война" продолжалось только на южнокорейском фронте. Причины ожидания были вескими - в США менялась администрация. Однако здесь Пхеньян ждало разочарование: уходящий Буш ужесточил санкции и пожелал напоследок "твердости", а Барак Обама вообще не предложил никакой внятной политики по отношению к КНДР.
Неофициальные контакты между Вашингтоном и Пхеньяном в начале 2009 года были, столицу КНДР посещали американские делегации. Комментариев было мало. Сообщалось, что северокорейское руководство понимает всю сложность стоящих перед новой администрацией проблем. Кризис, война в Ираке и так далее. Пхеньян, как передавали визитеры, готов ждать. На самом же деле, долгое ожидание смертельно опасно для режима Ким Чен Ира. Худшее наказание для него - это оставить его в покое, без помощи и финансовых вливаний.
Вслед за скандальными заявлениями в адрес Южной Кореи началась подготовка к запуску ракеты, которая тут же превратилась в общемировую интригу. Аналитики много спорили о том, боевая это ракета или она действительно будет выводить спутник "Кванменсон-2", фотографии "Ынхи-2" обошли мировые СМИ, несколько недель мир завороженно наблюдал за тем, чем же все это закончится. И хотя спутник на орбиту не попал - не разделившиеся вторая и третья ступени упали в океан - рекламный эффект был достигнут. Ракета есть, летать она может, а что упала - так ведь это процесс сложный, без аварий и большого количества испытаний еще ни у кого не получалось. Основное - технологии есть и они как-то работают.
Самого главного, впрочем, не произошло. Америка не сделала никаких внятных предложений и не открыла площадку для торга. Более того, накануне пуска она провела совместные с южнокорейской армией учения. Истерики не случилось, министр обороны США Роберт Гейтс еще до пуска заявил, что ракета не угрожает территории США и сбивать ее они не будут. В Совбезе ООН США не поддержали Японию, которая требовала новой грозной резолюции. Ограничились простым заявлением, то есть просто пожурили. КНДР отказали в праве занять первое место в рейтинге мировых проблем. "Золотой век" не вернулся.
Соседи по региону тоже не помогли. Южная Корея, устами анонимного представителя правительства, сообщила, что не будет возражать, если какая-нибудь страна возьмет на себя инициативу по ведению переговоров с КНДР. В переводе с дипломатического это означает: "У нас и так проблем много, пусть этим займется кто-нибудь другой". Япония, как и положено, потребовала усиления санкций. Китай выразил надежду на продолжение шестисторонних переговоров.
Ким Чен Ир. Кадр северокорейского телевидения, переданный (c)AFP
Мотивы американцев можно понять: маленькая страна неудачно запустила ракету. До создания действующей ядерной боеголовки еще очень далеко, на подготовку к пуску уходит много времени, пусковая установка уязвима, мобильность нулевая. Да и с восстановлением реактора в Йонбене тоже не все просто. На это могут уйти годы, если восстановление вообще возможно. Так что КНДР - явно не первоочередная проблема для США. К тому же, опыт подсказывает, что постоянные уступки и признание значимости только раззадоривают северокорейских руководителей. Судя по видеозаписи, Ким Чен Ир действительно то ли перенес тяжелую болезнь, то ли и сейчас тяжело болен. Мало ли что случится. Время есть - можно подождать, в отсутствие внятной концепции торопиться не стоит.
А Пхеньян ждать не может. Пришлось даже выставить себя в нелепом свете и в ответ на заявление Совбеза, которое не влекло за собой каких-либо новых санкций или ограничений, срочно пускать в ход следующую пугалку - прекращение шестистороннего процесса и возобновление работ по ядерной программе. Если США опять не отреагируют, то, следуя этой логике, придется объявить о готовящихся испытаниях еще одного ядерного заряда. Впрочем, Америке он пока не угрожает.
|