Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Из
предыдущих исследований по вопросам развития фикха меньшинств в
западных странах, становится очевидным, что данное направление
исламского права сталкивается не только с частными и единовременными
проблемами мусульман. Но и с более глубинными и концептуальными
положениями Ислама, которые определяют цивилизационную,
мировоззренческую ориентацию мусульман в современном мире.
К таким вопросам, в первую очередь, относятся хиджра и джихад. То есть
вопросы, позволяющие современному мусульманину определиться с тем, как
Ислам воспринимает современные страны Запада, является ли современный
Запад однозначным врагом Исламу или чем-то другим.
Цели фикха меньшинств
В работе «Назарат та´асисийя» Таха Джабир аль-Альвани описывает новые,
специфические условия, в которых живут исламские общины во многих
немусульманских странах, чтобы оправдать создание специального раздела
фикха. Необходимость такого шага, на его взгляд, возникает из различных
проблем, стоящих перед верующими за рубежом, но не стоящих перед их
единоверцами в мусульманских странах.
Наиболее заметные и лежащие на поверхности проблемы связаны с
доступностью дозволенного питания (халяль), определением правильных дат
исламских постов и праздников, браками с немусульманками и т. д. Более
глубокие проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане на Западе,
связаны с определением своей роли и места в западном обществе, форматом
призыва к Исламу в новых странах проживания, их связью с уммой, будущим
Ислама за пределами его традиционных границ.
Эти последние проблемы поднимают вопросы более серьезного характера.
Они включают в себя пересмотр предписания эмигрировать (совершить
хиджру) из любого места, где правят неверные, в страну, где правит
Ислам; проблему организации исламского сообщества; принуждение
мусульманских общин к соблюдению Шариата; верность, или хотя бы
лояльность той стране, которая приняла мусульманина (или стране, где он
родился, если он родился в западной стране); истребование западного
гражданства; реализация права на голосование; соображения, которыми
следует руководствоваться мусульманину при голосовании; а также
конфликт интересов, когда страна, принявшая мусульман, вовлечена в
войну с другой мусульманской страной.
Поэтому, на взгляд основателей фикха меньшинств, существовала насущная
потребность в специальном разделе фикха, который бы позволил облегчить
отношения между мусульманским меньшинством и немусульманским
большинством. Кроме того, стояла задача объединения исламских общин
Запада, укрепления их позиций и идентичности по отношению к окружающему
большинству.
Юсуф аль-Карадави, глава Международного союза улемов, подчеркивает тот
факт, что мусульмане несут свой призыв немусульманским нациям и обязаны
своей верой распространять Ислам посредством призыва, который является
одной из важных исламских концепций. Аль-Карадави связывает рост
мусульманской общины по всему миру с общим процессом исламского
пробуждения. Что, согласно его анализу, проходит в семь этапов: этап
восприятия идентичности, пробуждения, движения, сбора, строительства,
основания и, наконец, взаимодействия.
Он утверждает, что уже достигнут седьмой этап этого процесса, а именно,
стадия взаимодействия с неисламским обществом. С его слов,
мусульманские меньшинства в настоящее время стоят на твердом
фундаменте, уверенные в себе, будучи в состоянии выразить свою
идентичность, защитить свое существование и представить свой культурный
призыв человечеству.
В работе «Назарат та´асисийя» Аль-Альвани посвящает целую главу тому,
что он называет «большими вопросами своего фикха». Среди этих вопросов:
• Как следует муфтию мусульманского меньшинства ответить на два вопроса: Кто мы? Чего мы хотим?
• Каков политический режим, при котором проживает меньшинство?
• Каков размер меньшинства, для которого желателен отдельный правовой раздел?
• Какую роль играют институты, организации или лидеры в жизни меньшинств?
• Какие можно предусмотреть совместные виды активности между большинством и меньшинством?
• Какие уровни должны быть приняты во внимание в этих аспектах?
Эти вопросы четко свидетельствуют о том, что Аль-Альвани рассматривал
фикх меньшинств не просто, как систему поиска правовых ответов на
личные вопросы, но и как основу для политического и социального
взаимодействия между большинством и меньшинством в немусульманских
странах, а также внутри самого мусульманского меньшинства.
Территориальный вопрос: Является ли Запад Дар уль-харб (пространством войны)?
Одним из двух фундаментальных вопросов, на которые отвечает фикх
меньшинств, - это «территориальный вопрос», или вопрос о том, как
мусульмане должны относиться к территориям немусульманских стран своего
же проживания. Традиционно, Шариат делит мир на две территории – Дар
уль-Ислам (пространством Ислама) и Дар уль-харб (пространством войны).
Дар уль-Ислам является территорией, на которой господствуют законы
Шариата, которая характеризуется единством общины верующих, единством
закона и гарантий представителям уммы. Умма также гарантирует веру,
личности, имущество и религиозную организацию категории «зимми»
(меньшинствам иноверцев, находящимся под защитой мусульман).
В классической мысли, все, что находится за пределами Дар уль-Ислам,
относится к Дар уль-Харб. Существуют, тем не менее, исторические
примеры, которые указывают на допустимость перемирия (худна, сульх),
заключаемого с правителями соседних территорий. Эти земли сохраняют
свою внутреннюю автономию в обмен на дань. Такая категория земель
обозначается, как Дар уль-´ахд (земля договора) или Дар ус-сульх (земля
перемирия).
Такое видение мира ставит перед основателями фикха меньшинств несколько
вопросов: Является ли Запад Дар уль-харб? Допустимо ли вообще для
мусульман жить, не говоря уже о том, чтобы переселяться, в Дар
уль-харб? Если мусульманин живет в такой стране, то как должен решаться
вопрос о переселении (хиджре)?
Традиционно,
согласно исламскому праву, мусульманину не позволено жить в стране,
которая не управляется согласно мусульманскому закону. Как правило,
когда мусульманская страна оказывается завоеванной иноверцами,
мусульмане должны переехать или переселиться, совершить хиджру в земли
Ислама.
Сторонники фикха меньшинств столкнулись с проблемой поиска исламской
правовой формулы, которая позволила бы мусульманам жить в Западных
странах. Принцип «´алямийят уль-Ислам», принцип фикха меньшинств,
который провозглашает, что Ислам является мировой, глобальной религией,
предполагающей охват всего мира, как раз и дает основу для ответа на
эти вопросы.
Согласно ему, мир разделен на две части только временно на земли под
мусульманским правлением и на те земли, которых, в конечном итоге,
достигнет исламский призыв, и которые в будущем придут под
мусульманское правление. Мусульмане, которые живут в немусульманских
странах, таким образом, не должны обязательно переселяться обратно в
мусульманские страны. Они имеют право жить в немусульманских странах,
хотя и для того, чтобы быть носителями религиозного призыва других к
Исламу.
В своей книге «Макасид уш-Шари´а» (Цели Шариата) Аль-Альвани
представляет новую, хорошо выстроенную теорию разделения территории.
Он, ссылаясь на труды имама Фахр уд-дина ар-Рази, аль-Каффаля аш-Шаши,
предложил иное разделение мира, более соответствующее целям
эффективности исламского призыва на современном этапе в его мировом
характере (´алямийят). Его предложение заключалось в том, чтобы
разделить мир на две территории: Дар уль-Ислам и Дар уд-да’ва
(пространство призыва к истине).
По нему, страны и народы мира разделены на два народа: те, которые
ответственны за то, чтобы нести призыв к Исламу, а именно – мусульмане.
И те, к кому этот призыв обращен, то есть, все остальные народы.
Отсюда, Дар уль-Ислям – это территория, где большинство жителей
являются мусульманами, а Слово Аллаха возвышено превыше всего. А Дар
удь-да’ва является землей, к которой мусульмане направляют свой призыв.
Вопрос джихада
Вопрос джихада в фикхе меньшинств является ключевым не только для самих
меньшинств, но и для тех обществ, в которых они проживают. По словам
Аль-Альвани, мусульманам предписано представлять Ислам мирным путем,
как сказано в Коране: «Призывай
на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними
наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с
Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Коран, 16:125).
Аль-Альвани рассматривает те части мира, которые не управляются
мусульманами, как Дар уд-да’ва, и оспаривает приоритет «аятов меча»,
коранических стихов, приказывающих вести джихад над «аятами призыва».
Признавая, что призыв к войне с неверными содержится в Коране,
Аль-Альвани спрашивает, каким образом эти несколько аятов могут
отменить почти двести других аятов, которые поощряют мусульман вести
призыв путем мудрости, увещания, благочестия и обращения с другими на
основе справедливости и праведности.
В теории, фикх меньшинств недвусмысленно отвергает идею джихада против
западных стран, где обосновываются мусульмане и ведут организованный
призыв, как первоочередную основу для выстраивания своего отношения к
этим странам. На практике же, желание представителей фикха меньшинств
не допустить насильственных действий со стороны мусульман в отношении
немусульманского окружения не всегда оказывается достаточным, чтобы
остановить зарождение и эскалацию радикализма.
Молодежные бунты 2005 года во Франции указали на некоторую
амбивалентность (двойственность) позиции части институтов, связанных с
идеологией фикха меньшинств. Прошло несколько дней беспорядков и
давления со стороны французского правительства перед тем, как Союз
исламских организаций Франции (Union des Organisations Islamiques de
France - UOIF) издал фетву (богословско-правовое заключение), которая,
по сути, решительно осудила нанесение мусульманской молодежью ущерба
частной и государственной собственности, а также жизням людей.
Десятая резолюция заключительного документа встречи Международного
союза улемов во главе с Аль-Карадави 11 ноября 2005 года также
отклонила насилие. Хотя эта резолюция на всем своем протяжении
описывает сложности и проблемы мусульманских меньшинств, она, тем не
менее, решительно порицает насилие на основе аята Корана: «Когда
он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать
посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия» (Коран, 2:205).
Кроме того, как отмечают западные и иные немусульманские критики фикха
меньшинства, несмотря на то, что он является системой ненасильственных
подходов, «его основатели заявили о различных мнениях относительно
военных действий на Ближнем Востоке». Как цитирует израильский ученый
Шаммаи Фишман, на вопрос в интервью о палестинских актах
самопожертвования, аль-Альвани ответил: «Мы думаем, что палестинский
народ имеет право защищать себя тем способом, каким он считает
подходящим, и мы будем поддерживать это».
Фишман подчеркивает, что аль-Карадави также поддерживает аналогичную
точку зрения. Аль-Карадави, к примеру, когда его спрашивают, являются
ли западные страны Дар уль-´ахд и Дар уд-да’ва или Дар уль-харб,
отвечает: «Есть те, кто разделил мир на три части: Дар уль-ислам, Дар
уль-харб и Дар уд-да’ва ва ль-´ахд или просто Дар уль-´ахд. Сегодня
почти каждая из стран мира имеет с мусульманами дипломатические связи и
отношения. Эти дипломатические отношения являются видом договора между
ними и мусульманами. Таким образом, если бы мы делили мир сейчас, то мы
бы разделили его на Дар уль-Ислям, который включает в себя исламские
страны, и на Дар уль-´ахд, к которой относится большая часть мира, за
исключением тех стран, которые объявили войну мусульманам, как
«Израиль»…
|