Владамир Жаботинский, отец ревизионистского сионизма, в 1923 году похвалился: «Не может быть обсуждения добровольного мира между нами и арабами... Любое коренное население... считает свою страну домом для своей нации… и оно добровольно не пустит в него не только нового хозяина, но и нового партнера. Единственный выход — колонизация. Для палестинских арабов эта цель недопустима. Такова природа вещей. Изменить эту природу невозможно... колонизацию можно продолжить и укрепить только под защитой местного населения — железной стены, которую не в силах будут проломить коренные жители. Вот такая у нас политика по отношению к арабам. И сформулировать ее другим образом будет только лицемерием» (Раби Саюн, «Почему сионизм — расизм», статья на сайте www.albalagh.net за 3 июля 2001 года). Беньямин Нойбергер в своей книге пишет: «Само собой разумеется, сионизм исходил из того, что евреи — это действительно нация. Существовала точка зрения, в соответствии с которой евреи не представляют собой нации, так как в диаспоре они не имели национального государства, территории и языка. Марксисты отмечали также отсутствие экономического рынка, наличие которого необходимо для определения нации. Сионизм полностью отвергал подобный подход, утверждая, что нация существует, как выразился французский философ Эрнест Ренан, прежде всего благодаря «ежедневному плебисциту». Он говорил, что нация характеризуется прежде всего наличием общих чувств, общего самосознания, солидарности ее членов, общих ценностей и целей». Еврейское агентство для Израиля (ЕАИ, или, как часто его называют, «Сохнут») вот как определяет понятие «сионизм»: «В конце XIX века, когда в Европе активно формировались национальные движения и усиливались антисемитские настроения, Теодор Герцль, австрийский журналист еврейского происхождения, организовал сионистское движение — национальное движение евреев, целью которого было политическое разрешение проблемы создания независимого еврейского государства. А наиболее подходящим для этого местом считался Сион, то есть современная палестинская территория. Герцль изложил свои взгляды в книге «Еврейское государство». Он описал развитое, процветающее государство, в котором все граждане, как евреи, так и представители других национальностей, будут жить в мире и спокойствии. Подобные представления и воплощение их в жизнь и называются сионизмом». Председатель еврейского культурно-религиозного центра «Маханаим», П. Полонский говорит, что существует 3 разных вида сионизма: 1. религиозный, 2. поселенческий, 3. политический. Вот что он пишет к вопросу о сущности сионизма: «В нашем обществе не прекращаются споры о сущности сионизма. Одни говорят, что укрепление поселений — это сионистский ответ на арабский террор. Другие утверждают, что, наоборот, отдав арабам территории, мы получим взамен более спокойную и нормальную жизнь на оставшейся части Израиля, и в этом — цель сионизма. Третьи вообще считают, что с созданием государства время сионизма прошло, и наступила эпоха постсионизма. При этом каждый ссылается на учение и высказывания «основателей» и убежден, что его понимание наиболее полно отвечает исходным принципам сионизма. Вся эта путаница происходит не только из-за того, что в сионизме (как и в любом национальном или религиозном движении) были различные фракции или направления. Причина разногласий здесь гораздо более глубокая: дело в том, что исторически существовал не один, а три разных вида сионизма: сионизм религиозный, сионизм поселенческий и сионизм политический. Эти три вида сионизма возникли в разное время, ставили перед собой разные цели, и общим для них являлось только то, что все они считали создание еврейского государства подходящим средством для достижения своих целей. И хотя на определенном историческом этапе все эти три вида сионизма объединились для построения государства Израиль, все равно цели создания этого государства воспринимались ими по-разному. За почти сто лет совместной деятельности эти три направления не только не перемешались, но более того, — их позиции сегодня все больше расходятся. Без понимания различий между этими отдельными направлениями мы не сможем понять эволюцию идеологии сионизма в целом.
Религиозный сионизм Впервые в современной форме идея сионизма — т.е. идея о том, что возвращение евреев в Сион (Палестину) должно быть осуществлено ими самими, не откладывая и не дожидаясь прихода Мессии — была сформулирована примерно в 1850 г. в работах раввинов Ц. Г. Калишера и И. Алкалая (а они во многом основывались на идеях, выдвинутых в конце XVIII века Виленским Гаоном). Созданную ими концепцию стали называть позже «религиозным сионизмом». Основой этой концепции было представление о «двух стадиях прихода Машиаха». Иными словами, самостоятельное возвращение евреев в Эрец Исраэль и построение там государства понималось как первая стадия мессианского процесса, способ приближения мессианских времен.
Поселенческий сионизм Вторым направлением в сионизме был поселенческий сионизм, возникший позже, в 1880-х годах, и сосредоточенный на идее «национального возрождения на исторической родине». Целью поселенческого сионизма было «оживление» еврейского народа через освоение cтраны. Наблюдая вокруг себя забитый и запуганный еврейский народ галута и сравнивая его с сильным, творческим и активным народом древности, они были убеждены, что проживание на своей исторической родине составляет важнейший компонент жизненной силы народа, и стремились вернуть его еврейству.
Политический сионизм И наконец, третьим, наиболее поздним видом сионизма был «политический сионизм», созданный Герцлем в 1897 году и поставивший себе целью создать «правоохраняемое убежище» для евреев, страдающих от антисемитизма. Для Герцля было в конце концов безразлично, в каком уголке земного шара создавать еврейское государство — в Палестине, Аргентине или Уганде. Его целью было «решение еврейского вопроса», под которым понималась проблема антисемитизма. (Напомним, что полное название книги Герцля звучало так: «Государство евреев как опыт современного решения еврейского вопроса»). Герцль считал, что если мы будем иметь свое государство, то станем «нормальным народом», и тогда еврейская проблема в мире исчезнет. Политический сионизм создал удобную для современности политическую и организационную форму, но только поселенческий и религиозный сионизм наполнили эту форму действительно сионистским содержанием — как в области политического действия, так и религиозно-философского осмысления. Когда сегодня заявляют, что «основой Израиля является сионизм», то следует поинтересоваться и спросить, какой именно; ибо для различных групп населения Израиля их «сионизм» совершенно разный…».
Сионисты всегда добивались сочувствия и жалости, напоминая всему миру о том, что Адольф Гитлер заставлял их нашивать на одежду желтые повязки. Однако в Израиле палестинцы должны ездить только на машинах с желтыми номерными знаками. Как видим, желтый цвет нацизма не претерпел особых изменений. Как ни странно, США, которые не желают выплатить компенсацию рабам, построившим Америку, одними из первых бросились на Германию и остальные европейские страны, заставляя их выплатить компенсацию евреям, выполнявшим в этих странах принудительные работы.
В 1975 году ООН представила Резолюцию 3379, согласно которой «сионизм — это форма расизма и расовой дискриминации». Резолюция 3379 ссылалась на подобный вердикт, принятый в 1973 году и осуждающий «жестокий альянс южноафриканского расизма и сионизма», и на резолюцию от 1963 года, в которой говорится: «Любая доктрина расового различия или превосходства является заведомо ложной, нравственно неполноценной, социально несправедливой и опасной».
Талгат Исмаилов |