Газета «Наш
Мир»
Вместе с избранием президентом Барака Обамы, похоже, подошел к концу период евангелической внешней политики США. США остаются нацией верующих, христианство - их религия. Однако религиозная составляющая американской политики более не будет выражаться в стремлении инициировать крестовые походы против злодеев.
Подобно прошлому президенту Обама - набожный христианин. Однако, если Джордж Буш однажды назвал Иисуса Христа своим любимым философом, нынешний президент - поклонник Рейнхольда Нибура, выдающегося протестантского теолога.
Столкнувшись с трудностями, консервативные евангелисты задают вопросом: "Что бы сделал Иисус?" Мы вступаем в эпоху, когда в Белом доме будут задавать иной вопрос: "Что бы сделал Рейнхольд?"
Нибур размышлял о сложностях мировой политики, как нравственных, так и иных. Он был в высшей степени цитируемым автором, однако его прозрения не могут быть сведены к речевками или лозунгам.
Средоточие мышления Нибура - первородный грех, который он считает неустранимым и повсеместным. В падшем мире не обойтись без власти, иначе не избежать обвинений в отступничестве. Однако в силу того, что мы сами относимся к числу падших, наши притязания на невинность и бескорыстие оказываются под неизбежным подозрением. Властью, как писал Нибур, "невозможно обладать без вины, так как она неотделима от интересов". Следовательно, любая держава, обладающая могуществом, но лишенная способности к самоанализу - не самая сильная сторона Америки - представляет собой неизбывный риск не только для других, но и для себя самой.
Именно здесь перед правителем встает дилемма: ты проклят, если будешь действовать, но ты также проклят, если действовать не будешь. Воздержаться от противостояния злу из страха нарушить заповеди Бога - значит проявить безответственность. Однако считать себя интерпретатором воли Божьей - самонадеянно. Для предотвращения зла необходимо действие, но необходимо также и самоограничение. Даже достойные цели, преследуемые необдуманно, приводят к сомнительным с точки зрения нравственности плодам.
Нибур был известен своим умением точно различать ситуации. Он поддержал вмешательство США во Вторую мировую войну, но осудил бомбардировку Хиросимы и Нагасаки в конце войны. После 1945 года Нибур верил в справедливость и необходимость сдерживания СССР. Однако он яростно протестовал против вторжения во Вьетнам.
Речь Буша во время второй инаугурации, когда тот говорил о "различимом векторе истории, заданном свободой и Творцом этой свободы", явно бы устрашила Нибура. Ведь Буш имел в виду ровно то, что говорил.
На данный момент Обама не выглядит последователем Нибура. Кампании удаются не благодаря размышлениям, но простым тезисам: "Да, мы можем!" Однако как только рассеется пыль, есть основания надеяться, что победитель отрезвится и вспомнит о своих симпатиях к Нибуру. Лучшим проявлением трезвости будет отказ от того, что Нибур называл "нашими мечтами об управлении историей". Эти мечты возникли после окончания Холодной войны и усилились после 9/11. "История не может быть ни к чему принуждена", - подчеркивал Нибур.
В США уже был дважды рожденный президент, намеривавшийся покончить со злом. Не сработало. Может быть, новый президент признает тот факт, что "зло, против которого борется Америка, это плод иллюзий, схожих с американскими". Для преодоления сегодняшних трудностей просто необходимо покончить с теми иллюзиями, которые оскорбили бы самого Иисуса.
Обама писал, что из чтения Нибура он почерпнул "убедительную идею о том, что в мире наличествует серьезное зло", а также убеждение, что наличие этого зла не должно быть "извинением нашему бездействию и цинизму". Однако Нибур также научил его тому, что "мы должны быть скромными и умеренными в вере в свою способность покончить со всем этим". Эта вера может лишь усугубит ситуацию. Неплохое начало для реформирования внешней политики США.
|