Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Каждую весну общественность с напряжением следит за тем, как первые
лица государства неумелой рукой крестятся перед телекамерами на
пасхальной службе в храме Христа Спасителя. Между тем в сфере
церковно-государственных отношений в апреле произошли куда более важные
события, при этом не привлекшие к к себе должного внимания. А именно, 3
апреля состоялось первое заседание Экспертного совета по проведению
государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции
Российской Федерации.
Председателем этого совета на нем был
единогласно избран "православный сектовед" Александр Дворкин, а одним
из его заместителей – "православный правозащитник" Роман Силантьев.
Функции
Экспертного совета оговорены приказе Минюста №53 от 18 февраля 2009
года. Согласно этому документу, экспертиза, проводимая советом, будет
иметь "комплексный характер", то есть при вынесении вердикта эксперты
должны учитывать весь материал, относящийся к деятельности той или иной
организации, в том числе ее внутренние документы, культовую практику,
религиозную литературу. А запрос о такой экспертизе в совет будет
направляться "при поступлении в Минюст России (его территориальный
орган) заявления о государственной регистрации религиозной организации"
и в "иных случаях".
Так что вся религиозная жизнь страны
поставлена в зависимость от решений Экспертного совета. Его члены
станут проверять на экстремизм верующих из уже существующих религиозных
организаций. Новые религиозные объединения, желающие зарегистрироваться
в качестве таковых, тоже обязаны будут пройти через руки экспертов.
Казалось
бы, доверить эту ответственную задачу надо было представителям научного
сообщества, и, в любом случае, людям неангажированным и с чистой
репутацией. Но религиоведческую экспертизу отдали на откуп человеку,
замешанному во множестве скандалов. Его избрание председателем
красноречиво свидетельствует о составе совета и его характере в целом:
из 23 его членов ученым-религиоведом является только один, Игорь
Яблоков, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения МГУ.
В
результате правоприменительная практика будет напрямую зависеть от
вкусов и религиозных предпочтений "ревнителей православия". Если они
найдут, скажем, признаки экстремизма в той или иной религиозной
организации, это будет грозить ее членам в лучшем случае лишением
регистрации, в худшем – тюремными сроками. Другими словами, в России
создано что-то вроде "православной инквизиции". Главный
"эксперт"-инквизитор Александр Дворкин уже много лет практикуется в
травле и шельмовании движений, которые, как представляется ему и его
покровителям из Московской патриархии, могут составить конкуренцию
местным православным приходам (особенно сильно он ненавидит Свидетелей
Иеговы, мормонов, протестантские церкви, кришнаитов). Причем активность
Дворкина никогда не ограничивалась "экспертными заключениями" и
изданием "сектоборческой литературы". Он разъезжает по стране и
организовывает агрессивное пикетирование молельных домов и прочих
зданий, принадлежащих неугодным ему "религиозным движениям". Во время
одного из подобных мероприятий, в марте 2005 года, Дворкин был даже
задержан милицией в Екатеринбурге. Правда, патриарх Алексий II
поспешил публично вступиться за "православного борца с сектами", и
милиции пришлось приносить извинения за своих сотрудников.
Главный
"вклад" Дворкина в науку – это введение антиконституционного понятия
"тоталитарной секты". Понятие это заведомо несет оценочную нагрузку и
продиктовано не потребностью объективного, научного описания
религиозного опыта, а необходимостью навешивать соответствующий ярлык
на неугодные организации. Критерии понятия "тоталитарная секта" весьма
размыты, а, следовательно, и само его применение крайне субъективно.
Так, главный персонаж Евангелий, утверждавший "Я есмь Истина" и
"возненавидь отца и мать своих", согласно критериям Дворкина вполне
может охарактеризован как "опасный сектант", а Его последователи, при
вступлении в общину отказывавшиеся в его пользу от всего имущества и
активно вербовавшие сторонников нового учения (см. "Деяния апостолов")
– "тоталитарная секта".
Перед пасхальным богослужением в Великую
субботу "Деяния апостолов" читались во всех православных храмах. Все
православные благоговейно внимали, как во времена апостолов верующие
ходили с проповедью по улицам и передавали свое имущество религиозным
лидерам. А Дворкин требует людей, которые занимаются ровно тем же самым
в наши дни, привлекать к уголовной ответственности. Он даже предложил
ввести в Уголовный кодекс статью, предусматривающую ответственность за
"манипулирование сознанием". Но мы живем в свободном государстве – и
если есть люди, которые готовы стоять с религиозной литературой на
улицах или ходить, как Свидетели Иеговы, по квартирам, или даже
отказываться от квартир в пользу своих общин – никто не вправе
препятствовать им. То, что Дворкин называет "манипуляцией сознанием",
является нормальной религиозной практикой. Если бы он был ученым, а не
"православным ревнителем" из секты "центр св. Иринея Лионского",
которому руководство РПЦ МП делегировало право борьбы с конкурентами на
религиозном рынке, он бы понял это.
Разумеется, Дворкин может
придерживаться каких угодно религиозных взглядов и вводить какие угодно
понятия. Но делать его председателем государственного органа,
призванного оценивать другие религиозные организации, просто верх
цинизма. Теперь измышления о "тоталитарных сектах" и прочие фантазии
лжепрофессора из разряда страшилок для "православного пользования"
превратятся в основания для судебных решений.
С тем же успехом
религиозную экспертизу можно было бы поручить кому-нибудь из журнала
"Сторожевая башня" (издание иеговистов): уровень беспристрастности
примерно сравним, также как и категории, в которых воспринимается
действительность. "Первым сектантом был сам сатана, использовавший при
разговоре с Евой типичные приемы сектантской вербовки". Эта цитата из
главного "научного" труда Дворкина, книги под названием "Сектоведение",
дает вполне отчетливое представление о том, как человек, которого
избрали председателем Экспертного совета при Минюсте РФ, смотрит на
мир… О какой независимости и объективности эксперта, которые оговорены
в приказе министерства, тут может идти речь?
Кому понадобился
этот одиозный "сектоборец" в качестве главного религиозного эксперта
страны? Некоторые предполагают, что его назначение связано с
деятельностью нового патриарха Кирилла, который сразу после своего
избрания встретился с президентом Медведевым и, по всем признакам,
решил вывести церковно-государственные отношение на "новый уровень".
Однако о возможном включении Дворкина в состав Экспертного совета
заговорили еще в декабре прошлого года, когда Кирилл патриархом еще не
стал. С другой стороны, возможно, что именно Кирилл лоббировал
избрание Дворкина председателем, а также расширение полномочий совета,
зафиксированное в мартовском приказе Минюста.
В итоге совет, где
Дворкин и Силантьев могли быть хотя бы просто рядовыми членами,
превратился в настоящую "православную инквизицию".
Не стоит
забывать и о том, что Дворкин косвенно связан и с политтехнологами из
администрации президента. Вспомним о многочисленных акциях "Молодой
гвардии" против "сектантов" (сайентологов, кришнаитов, мормонов),
которые часто проводились при участии местных епархиальных властей и
представителей центра св. Иринея, возглавляемого Дворкиным.
Участие
кремлевских молодежных организаций в "антисектантской деятельности" не
должно удивлять: ведь в религиозных деятелях, неугодных РПЦ МП, Дворкин
видит "оранжевую угрозу". "Сейчас они размахивают российскими флагами,
молятся "за этот народ, эту страну", клянутся в любви Путину. Но когда
придет срок – сектанты могут встать под западные знамена" -
предостерегает "сектовед".
Так что введение Дворкина в состав
Экспертного совета, помимо очередного шага по сближению власти с РПЦ
МП, может быть расценена в качестве превентивной меры по борьбе с
"оранжевой угрозой", которые власти видят во всех религиозных
организациях, не вписывающихся в разряд традиционных.
Другие
члены совета тоже вызывают немало вопросов. Так, Роман Силантьев,
"православный эксперт" по исламу, своей деятельностью неоднократно
вызывал нарекания у мусульманской общественности и провоцировал
скандалы, которые доходили до того, что даже руководство РПЦ МП
вынуждено было открещиваться от излишне активного "ревнителя". А еще
один член Экспертного совета, Александр Кузьмин, по некоторым данным,
является автором листовок против кришнаитов, раздававшихся в Хабаровске
на антисектантской акции все той же "Молодой гвардии" и недавно
признанных судом экстремистскими. Вот таким персонажам и поручено
проводить экспертизу деятельности религиозных организаций.
Решение
о составе Экспертного совета вызвало возмущение как у научного
сообщества, так и у представителей неправославных религиозных
организаций (мусульман, протестантов).
Единственным исключением
стал руководитель синодального Отдела Московского Патриархата по связям
Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин, который назвал Дворкина
"компетентным человеком", а критику в его адрес связал с
финансированием из-за рубежа, в полном соответствии с утверждениями
самого Дворкина о связях между сектантами и "оранжевой революцией". Так
что РПЦ МП официально одобрило создание "православной инквизиции".
Сезон охоты на ведьм можно считать открытым.
|