Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Сегодня с утра я пообщался с несколькими пиар-менеджерами и вдруг
понял, что самую опасную и разрушительную книгу двадцатого века написал
вполне миролюбивый и, наверное, в глубине души не очень плохой человек.
Зовут этого человека Дейл Карнеги. Люди, которых он заразил,
могли даже не читать его книжки. Предлагаемые Карнеги техники столь
бесхитростны и эффективны, что давно уже распространяются сами, как
вирус, передающийся воздушно-капельным путем. Редкая критика сводится,
как правило, к эмоциональным и морализаторским аргументам. Дескать,
льстить нехорошо, врать - совсем плохо, манипулировать - хуже некуда.
Карнеги от такой критики с легкостью отмахивается, потому что к лести
вовсе не призывает. Да, собственно, если бы призывал, это было бы ещё
полбеды. Именно отказ от лицемерия и делает учение Карнеги таким
опасным. Чтобы эффективно воздействовать на других людей по
Карнеги, недостаточно льстить - на короткое время нужно действительно
проникнуться чужой системой ценностей, отказавшись от своей. "Лично я
очень люблю землянику со сливками, - писал Карнеги, - однако обнаружил,
что по каким-то странным причинам рыба предпочитает червей". Многие
люди сообразительнее рыб, поэтому просто насадить наживку на крючок
недостаточно, нужно восхищаться этим червем - и чем искреннее вы
восхищаетесь, тем больше шансов, что этот червяк соблазнит кого-то ещё.
Собственно, самая знаменитая книжка Карнеги "Как приобретать друзей и
оказывать влияние на людей" целиком посвящена отказу от собственного
"я". Одни формулировки советов чего стоят: "Пусть ваш собеседник
почувствует, что идея принадлежит ему", "Никогда не говорите человеку,
что он неправ", "Дайте собеседнику выговориться", "Ведите разговор в
круге интересов вашего собеседника", "Единственный способ добиться
результата в споре - это уклониться от него". Нет никаких сомнений, что
эти правила выручают людей, торгующих пылесосами "Кирби", однако у этих
людей по определению вредная во всех отношениях профессия, их не жалко.
Но кому нужны друзья, полученные такой ценой? Кому нужны друзья,
которые, не моргнув глазом, готовы присваивать чужие идеи и способны
говорить только о себе? Не говоря уже о том, что отдельные находки
Карнеги, которые, может, и казались оригинальными во время первого
издания, сегодня затерты так, что их даже использовать стыдно: если
человек, которому что-то от вас нужно, через слово называет вас по
имени, то он наверняка упорный идиот, который в свое время вычитал, что
"для человека звук его имени является самым сладким и самым важным
звуком человеческой речи". Разумеется, предложенные технологии
сами по себе ни в чем не виноваты. Если человек приставил дрель к
виску, то в последствиях виноват он, а не дрель. Штука в том, что
аксиомы Карнеги, предназначенные для облегчения быстрого и
поверхностного контакта, незаметно превратились в общепринятый
культурный код, который сопровождает нас всю сознательную жизнь.
Жесткое отстаивание своей позиции часто принимают за хамство, нежелание
тратить время на обсуждение откровенно глупых идей - за "неспособность
к командной работе". На работе мы руководствуемся корпоративными
ценностями, в свободное время ориентируемся на желания друзей и
близких, а на себя ни времени, ни сил не остается. Усилия, направленные
на "продажу себя", парадоксальным образом обесценивают товар. При этом
люди, не имеющие собственной системы ценностей, охотно заимствуют
ценности чужие, а следовательно, являются идеальными потребителями. И
если вам когда-нибудь захочется купить новый ноутбук или телефон, чтобы
"порадовать себя", подумайте о том, какую дыру вы пытаетесь прикрыть
этой заплатой и почему она образовалась. Жизнь по Карнеги успешна, но
как любой массовый продукт - не имеет вкуса. Так что если будет
настроение, скажите собеседнику, что он не прав. Оборвите его на
полуслове. Поговорите с друзьями о том, что интересно вам. Заведите
себе настоящего врага. Это может оказаться немного дороже, чем ноутбук.
Но гораздо веселее.
|