Газета «Наш
Мир» В Германии разработан метод, позволяющий аккумулировать и
транспортировать терявшееся ранее промышленное тепло к потребителю.
Горячий воздух, выбрасываемый из труб фабрик и заводов, можно применять
для отопления помещений или промышленной сушки продуктов питания и
других товаров, экономя при этом расходы на мазут или газ, сообщает
Deutcshe Welle.
К сожалению, источник тепла зачастую расположен довольно далеко от
конечного потребителя, а строительство теплопровода, как правило, не
рентабельно. Ученые Баварского центра прикладных энергетических
исследований (ZAE) в Гархинге под Мюнхеном предлагают использовать для
транспортировки тепловой энергии теплопровод на колесах. При этом
транспортироваться будет не сам теплый воздух, а сыпучие материалы,
способные аккумулировать тепловую энергию.
К таким материалам относятся цеолиты – минералы, состоящие по
большей части из алюминия и кремния и обладающие интересной
особенностью: при нагревании они выделяют воду и способны сохранять
накопленное тепло, при условии, что окружающий воздух остается сухим.
Как только они вступают в контакт с влажным воздухом происходит
обратная реакция - цеолиты поглощают воду с одновременным выделением
накопленного тепла. Если взять сухой шарик цеолита в руку и подышать на
него, он мгновенно нагреется. Этот эффект давно известен ученым и он
широко применяется в промышленном производстве. В частности, на этом
принципе работают грелки для рук.
Шарики губчатого минерала насыпают в контейнер и в течение
трех-четырех часов сушат при помощи горячего воздуха. По окончании
процедуры контейнер с 19 кубометрами цеолита способен аккумулировать 5
мегаватт-часов тепловой энергии - эквивалент 500 л. мазута.
По прибытии на место в контейнер накачивается влажный воздух. Шарики
цеолита впитывают воду, выделяя тепловую энергию. Чем выше температура
воздуха, применявшегося в процессе аккумуляции энергии, и чем выше
влажность воздуха, при ее высвобождении - тем больше нагревается цеолит.
Единственная проблема заключается в том, что в процессе теплообмена
температура в контейнере повышается до 200 градусов Цельсия, что
приводит к расширению металлического ящика и его деформации с
фатальными для пористой структуры минерала последствиями. Однако
инженерам удалось найти решение и этому вопросу. Воздух должен
накачиваться в самый центр контейнера и затем, пройдя через
80-сантиметровый слой цеолита, насыпанного в цилиндрическую
конструкцию, выйти наружу. Такая система позволяет гранулятору
сохранять свою форму и повышает срок службы контейнера.
В отличие от транспорта горячей воды или масла, перевозка
высушенного гранулята происходит гораздо проще и практически без
потерь. 90 процентов затраченной тепловой энергии аккумулируется в
шариках цеолита. Экономически целесообразным представляется транспорт
тепла к потребителям, расположенным на расстоянии от 2 до 20 километров
от источника. Несмотря на то, что новый контейнер для транспортировки
тепла стоит пока еще сравнительно дорого, исследователи надеются, что
рост цен на энергоносители в долгосрочной перспективе может сделать их
применение привлекательным для потребителя.
Андреас Хауэр, руководитель проекта, проводившегося при Баварском
центре прикладных энергетических исследований (ZAE) в Гархинге под
Мюнхеном, уверен, что если на проект будет получено добро и все пойдет
по плану, то к 2011 году первые теплопроводы на колесах покатят по
дорогам страны. |