Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Табачные лоббисты
Новый президент США Барак Обама первым делом пообещал нации бросить
курить. Пока он борется с тягой к дурной привычке, Конгресс США принял
новый законопроект, увеличивающий процентную ставку налога на сигареты
на 61,66 цента. Казалось бы, пустяк. Однако, по словам антитабачных
активистов, это событие стало настоящим праздником - как для
общественного здравоохранения, так и для всех некурящих жителей
Соединенных Штатов.
По оценкам американских исследователей, рост налогов и последующий
рост цен на табачные изделия приведут к положительным результатам в
сфере общественного здравоохранения. К примеру, число детей, которых
удастся оградить от курения, составит почти 2 миллиона, число взрослых
курильщиков в США снизится более чем на миллион, а затраты в области
здравоохранения, связанные с поддержанием здоровья у населения,
снизятся на 44,5 миллиарда долларов!
В большинстве европейских стран, а также в США и Канаде за
курильщиков, так же как и за тех, кто страдает от пассивного курения,
взялись всерьез. Пока табачные компании наваривают свой куш,
государства теряют работоспособных граждан. На сайте Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ) курение стоит на первом месте в
списке потенциально предотвратимых причин ранней смертности.
«Ожидается, что при сохранении нынешних тенденций к 2030 году
смертность достигнет 8 миллионов человек, а в общей сложности в XXI
веке от табака умрет 1 миллиард человек», - предупреждает ВОЗ.
В России статистика показывает, что все больше женщин курит, а среди
молодежи уровень курения составляет почти 70%. По разным данным, в
России каждый год от курения умирает от 300 до 400 тысяч человек. По
всем показателям мы относимся к четверке самых курящих стран - впереди
только Индия, Индонезия и Китай.
В чем причина столь стремительного роста эпидемии табакокурения и кому выгодна продажа табака в России?
Историческая справка
После распада СССР на отечественный рынок хлынули потоки дешевых
американских сигарет. По некоторым оценкам, табачные компании вложили
около 2 млрд долларов в развитие производства табачных изделий в
России. Это 5% всех инвестиций в российскую экономику в те годы.
Подобной тенденции способствовало принятое в 1993 году решение премьера
Виктора Черномырдина о создании совместных предприятий с табачными
транснациональными компаниями (ТТК). Используя слабость нового
российского законодательства, ТТК активно продвигали свою продукцию,
что привело к росту рекламы табака, в том числе и на телевидении. По
сведениям исследователей, в середине 90-х годов до 50% всех рекламных
щитов в Москве и 75% полиэтиленовых пакетов в России несли рекламу
табака.
За несколько лет российский табачный рынок оказался полностью под
контролем лидеров мирового табачного бизнеса. Сегодня British American
Tobacco, Philip Morris, Western Tobacco investments LLC, Japan Tobacco
владеют почти 95 процентами российской табачной промышленности.
Казалось бы, опять лихие девяностые? Но без политического влияния и
вмешательства во внутреннее законодательство страны невозможно
проводить целенаправленную грамотную стратегию по отвоевыванию рынка.
Принятие жесткого закона, контролирующего производство и
распространение табака, могло бы повлиять на рост эпидемии курения.
Убитый законопроект
История лоббирования интересов табачной индустрии начинается с
проекта национального закона о борьбе против табака, который был
инициирован депутатом Госдумы Николаем Герасименко в 1998 году. Проект
долго готовили, рассматривали положения об акцизах, об ограничении
курения на рабочих местах, о рекламе, а также о предупреждающих
надписях. Однако законопроект был принят только лишь в 2001 году, и от
его первоначального замысла едва ли что-то осталось.
Причиной такого затягивания документа стало вмешательство табачников
и их союзников в процесс принятия решений по законопроекту. Благодаря
рассекреченным по суду в США документам корпорации British American
Tobacco, а также ряда других крупнейших ТТК, становится понятно, кто с
кем сотрудничал и чьи интересы представлял.
Так, Ольга Беклемищева, будучи на тот момент заместителем
председателя Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья,
сотрудничала с Виктором Аксеновым, сотрудником компании «БАТ Россия»,
которому и обещала убить законопроект Герасименко. Виктор Аксенов в
письме коллегам из «БАТ»:
«Она по-прежнему верит, что проект может быть убит на самой ранней
стадии, и подтвердила, что она все сделает для этого...» (Bates no.
760074395).
В другом документе «БАТ» можно найти подтверждение слов Аксенова:
«Закон Герасименко необходимо убить. Идет широкое лоббирование индустрии» (Bates No.321215484. Отчеты по странам: Россия).
Все эти документы лежат в открытом доступе в интернете.
Сама Ольга Беклемищева не скрывает своего негативного отношения к
законопроекту Герасименко, так же как и дружеских отношений с
представителями корпорации «БАТ». В интервью радиостанции «Эхо Москвы»
Беклемищева тогда гордо заявляла, что «была единственным членом
комитета, который стойко выступал против данной законодательной
инициативы».
«Нет ни одного медицинского исследования, которое бы доказывало, что
курение, в том числе и пассивное, вызывает рак», - рассказала «Новой»
сама госпожа Беклемищева. - Если ты не предрасположен к раку, то хоть
обкурись, ничего с тобой не будет. Дышать табачным дымом не более
вредно, чем дымом от костра. Более того, заставлять человека бросать
курить - значит толкать его к состоянию тревожности, которое как раз и
вызывает злокачественные заболевания», - считает врач Беклемищева.
Мы попросили прокомментировать слова Беклемищевой хирурга
Российского онкологического национального центра РАМН им. Н.Н. Блохина
Сому Сомасундарама:
«Очень жаль, что врач может высказывать такие «сверхумные» идеи.
Такой врач либо отстаивает чью-то точку зрения, либо просто несведущ в
вопросах, о которых говорит. Существует масса современных исследований,
доказывающих страшные последствия курения. Если говорить о раке, то в
любом случае, имея наследственную предрасположенность или нет,
курильщик подвергает себя риску получить разные виды рака в несколько
раз больше, чем некурящий человек».
Итак, законопроект был отложен. Но в 2001-м ВОЗ объявила о начале
подготовки Рамочной Конвенции по борьбе против табака (РКБТ). Документ
уникален тем, что он впервые создал прецедент добровольного соглашения,
в которое за максимально короткий срок - 3 года - вступили 90% стран
мира. Смысл конвенции заключается в создании рекомендаций (обязательных
к исполнению всеми странами-участницами в течение 3-5 лет), процедур и
форм сотрудничества государств по сокращению объемов производства и
потребления табака, а также постепенному запрету любой рекламы табачных
изделий, спонсорства табачных компаний и любого вмешательства в
социальную и государственную сферу.
В связи с этим в Думе вернулись к работе над законопроектом
Герасименко, который получил название «Об ограничении курения табака».
Россия, подписавшая конвенцию, на момент 2001 года не имела ни одного
закона, ограничивающего табакокурение; этот нонсенс необходимо было
исправить в срочном порядке.
Теперь на табачников рассчитывали как на экспертный комитет
специалистов, который поможет решить поставленную задачу. В работе
комитета принял участие упомянутый выше сотрудник корпорации «БАТ»
Виктор Аксенов (член рабочей группы по подготовке законопроекта), а
также многие представители рекламного бизнеса и торговли (например,
пиар-агентство «Маслов и Сокур», получившее грант от компании Philip
Morris за свою «успешную» деятельность).
Так законопроект «Об ограничении курения табака» стал первым документом по контролю над табаком.
По словам общественных активистов и экспертов по проблемам
табакокурения, документ является продуктом табачного лобби. Основной
смысл сводился к частичному ограничению курения на рабочих местах и к
самому маленькому в мире четырехпроцентному размеру предупредительных
надписей на пачках! Важнейшие положения о рекламе, о спонсорстве
табачными компаниями благотворительных и детских мероприятий и об
акцизе были сняты с обсуждения.
Как считает руководитель группы мониторинга стратегических рисков
РАН Дарья Халтурина, современное российское законодательство по табаку
отстало от общемировых тенденций лет на 20.
«В отличие от зарубежных аналогов первый антитабачный закон не
привел к снижению уровня курения в России, наоборот, рост продолжился.
Беспрецедентное давление табачников на парламент привело к тому, что в
законе не осталось ни одной из реально эффективных мер, к которым
относятся повышение акцизов, полный запрет рекламы табака, запрет
курения в закрытых помещениях и броские предупреждения на пачках
сигарет».
Россия и Рамочная Конвенция ВОЗ
Россия, ратифицировавшая Рамочную Конвенцию ВОЗ в конце прошлого
года, автоматически взяла на себя обязательства в течение 3-5 лет
привести национальное законодательство в надлежащий вид, чтобы
соответствовать международным требованиям конвенции.
Основные требования конвенции:
1. Полный запрет рекламы табака.
2. Запрет курения в общественных местах, включая рабочие места, транспорт и помещения.
3. Предупредительные надписи о вреде табака, закрывающие не менее
30% фронтальной поверхности пачки, принимаются согласно конвенции в
течение трех лет. Предупредительные надписи должны меняться и быть
написаны на языке страны, возможны графические изображения. Надписи:
«Легкие», «Мягкие», «С пониженным содержанием смолы» и т.п. запрещаются.
Для лоббистов возникла новая задача - максимально ослабить и
затормозить действие конвенции. Для этого, например, «БАТ Россия» в
период разработки конвенции внедрила в российскую делегацию своего
представителя Леонида Синельникова, председателя совета директоров
«БАТ-Ява». Господин Синельников, прибывший на обсуждение проекта
конвенции, был представлен как «эксперт Министерства сельского
хозяйства делегации Российской Федерации». Однако его план
разведывательной деятельности провалился. На следующий же день после
его разоблачения вышел бюллетень рабочей группы конвенции, разъясняющий
истинный род занятий Синельникова. Вернувшись из Женевы, расстроенный
директор «Явы» выступил на пресс-конференции в Ассоциации
дистрибьюторов табака «Грандтабак», где предупредил своих коллег о
неблагоприятных последствиях для табачной отрасли, которые наступят в
случае подписания Россией Рамочной Конвенции.
Но пока меры по предотвращению эпидемии курения проходят со скрипом.
Взять хотя бы закон о рекламе. С 2007 года в России полностью запрещена
реклама табака на наружных стендах и в общественном транспорте. Но
сегодня метро наводнено рекламой сигарет не меньше, чем несколько лет
назад. В чем же проблема? Как заявила компании «Олимп», оказывается,
пространство в переходах и на стенах вдоль эскалаторов не попадает под
категорию «Общественный транспорт». Так, чтобы полностью
соответствовать требованиям конвенции, в Думе должны пересмотреть
Федеральный закон о рекламе 2006 года.
В конце прошлого года, как раз после ратификации конвенции, в Думе
рассматривали проект нового федерального закона о борьбе с курением
«Технический регламент на табачную продукцию». Он урегулировал ключевой
вопрос о размерах предупредительных надписей на пачках сигарет: вместо
4% принято не менее 30% - с одной стороны и не менее 50% - с другой
стороны пачки. Это, пожалуй, единственное существенное изменение в
законопроекте, которое отвечает требованиям конвенции.
Зато чиновники в очередной раз проявили талант крючкотворства. Было
решено сохранить надписи: «Легкие», «Мягкие», «С пониженным содержанием
смол» вместе с припиской: «Применяемое слово не означает, что данный
продукт менее вреден для здоровья».
Сегодня разработкой и усовершенствованием антитабачного
законодательства занимаются две заинтересованные стороны. Одну
представляет Минздрав, вторую - промышленники, аграрии и представители
табачного бизнеса. В частности, с 2006 года при Комитете
Государственной думы ФС РФ по экономической политике,
предпринимательству и туризму стал работать Экспертный совет по
вопросам государственного регулирования производства и оборота табачной
продукции. Ответственный секретарь совета - Надежда Школкина, она же
генеральный директор ассоциации «Совет по вопросам развития табачной
промышленности», который объединяет крупнейшие табачные компании: Japan
Tobacco International и Philip Morris International.
Заместитель председателя Комитета по здравоохранению Госдумы Николай
Герасименко сказал «Новой»: «В самом названии совета заложены вопросы
производства, а не здравоохранения. То, как оградить граждан от
табачного дыма, должен решать Минздрав».
Сам Герасименко предлагает повысить акцизы, ввести полный запрет на
курение в образовательных, медицинских и спортивных заведениях, а также
активно заняться разработкой разъяснительных программ для молодежи о
вреде курения. Запрет на курение в барах и ресторанах в России будет
возможен не раньше, чем через несколько лет, считает зампредседателя
Комитета по здравоохранению.
За пятилетний срок Россия должна превратиться в страну, свободную от
табачного дыма. Насколько реальны эти перспективы, загадывать сложно.
Пока слабо верится в то, что успешно действовавшее на протяжении многих
лет табачное лобби так запросто примирится с условиями конвенции. Как
показывает практика, пока компромисс между чистым воздухом и прибылью
решается не в нашу пользу.
Под текст
В минувший четверг в Госдуме прошли парламентские слушания по
табаку, где была презентована первая попытка национального
законопроекта по борьбе с эпидемией табакокурения. В ходе слушаний
выяснилось, что согласия в этом вопросе не будет. Владимир Мединский,
например, выступал против лицензирования розничной торговли. Депутат от
«Единой России» Глеб Хор сказал, что «никакого повышения налогов на
сигареты не будет». Людмила Нарусова критично отзывалась о работе
Комитета по охране здоровья под руководством Герасименко, заявив, «что
здесь сидят люди, которые все затягивают». Администрация президента
заблокировала поправки и предложила разработать комплексный
законопроект, на разработку может уйти несколько лет. Насколько
документ будет эффективен и чьи интересы он будет отражать, пока трудно
предсказать.
|