Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Этот текст содержит соображения, которые могут показаться
оскорбительными для некоторой части ортодоксальных граждан, имеющих
повышенную чувствительность к вопросам веры, — точно так же, как текст,
о котором пойдет речь ниже, показался оскорбительным мне, имеющему
повышенную чувствительность к вопросам здравого смысла. Меня никто не
предупредил о том, что мои чувства будут оскорблены — я же симметричную
возможность предвижу, поэтому нижайше прошу ортодоксальных граждан,
имеющих повышенную чувствительность к вопросам веры, дальше этого места
не читать, чтобы случайно не оскорбиться.
Для начала — сообщение портала РИА Новости:
«Некоторые
современные исследования уже свидетельствуют о чудесной природе явления
Благодатного огня», — заявил протоиерей Всеволод Чаплин, председатель
Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. «Для многих
очевидно, что огонь подается по молитвам верующих особым образом». По
его словам, физическая природа этого явления, возможно, «нуждается в
дополнительном исследовании». «Некоторые ученые сейчас эту природу
исследуют и приходят к очень интересным выводам. В Рунете недавно была
опубликована статья относительно физической природы этого явления,
свидетельствующая о том, что это явление — необычное, чудесное», —
констатировал глава Синодального отдела…»
Приплыли.
О
вере — ни слова. Вера не требует доказательств, и всякая попытка
вступить в полемику на этом поле является бестактной. Вера — она вера и
есть!
Божественное происхождение Благодатного огня и
неиссякающего масла Хануки; внезапное, в сорокалетнем возрасте, в одну
ночь, постижение грамоты пророком Магометом; душа вудуиста, живущая в
его ногтях и волосах после смерти… Следственные эксперименты тут
неуместны. Просто — одни верят в это, другие в другое, а пятые — вообще
в коммунизм! Бабушке, ходящей под портретом Сталина, не надо читать
вслух Солженицына: она не услышит доводов, даже если не глухая. Она —
верит…
Но если бабушка начинает настаивать на публичной
полемике, если из области веры разговор выползает на просторы
исторической науки, то пускай бабушка не обижается: ей предстоит
услышать много неприятного.
Пускай не обижается и г-н Чаплин из
Синодального отдела РПЦ, взявшийся повалять религиозного ваньку на
научном поле, — никто его за язык не тянул.
Что за публикация в
Рунете, г-н протоиерей? Рунет в смысле физики, слов нет, источник
авторитетный, это тебе не Протвино с Дубной; самые большие специалисты
по физике в Рунете и обитают, но ссылочку-то дайте!
Что за
ученые в настоящий момент исследуют физическую природу Благодатного
огня? Фамилии, пли-из… Каким именно образом они ее исследуют?
Теоретически, экспериментально? В чем будет заключаться «дополнительное
исследование», в котором Вам открылась острая нужда? Каким именно
«особым образом» подается в настоящее время, по молитвам верующих,
Благодатный огонь? Опишите технологию — внесите свой вклад в предмет
«физика горения и взрыва»…
Мне покамест приходит на ум только
одна старая версия, которая, однако, может сэкономить средства,
выделяемые на дополнительные исследования божественной природы
Благодатного огня. Хотя это, скорее, уже из области химии, в том числе
— в широком смысле этого слова… В 1854 году государю Николаю Павловичу,
при посещении им Киево-Печерской лавры, показывали т.н. чудо
мироточивых голов. Государь был человек верующий, но практический: он
посмотрел на головы, послушал рассказ монаха-экскурсовода, а потом
спросил его: «Скажи-ка лучше, когда в последний раз ты подливал масло
вот в этот череп?» «В пятницу, Ваше Императорское Величество», —
ответил честный, не со зла нахимичивший монах.
Особым образом, по молитвам верующих…
Еще
раз: я не против веры. Это дело частное, интимное, обсуждению не
подлежащее. Я против того, чтобы на Пасху мне и всему населению моей
несчастной страны дополнительно компостировали голову наукообразной белибердой через агентство РИА Новости.
«Христос воскресе» — «Аллаху Акбар» — «Харе Кришна» — «Шабат шалом» — «Ленин жив»… Каждому свое, и
лишь бы на здоровье! Клубы по интересам призваны объединять людей, но
они не должны залезать на соседние территории. Как в старом анекдоте
про эмигранта, торгующего семечками на ступеньках биржи на Уолл-стрит.
«У меня с ними договор: они не торгуют семечками, я не играю на бирже…»
Если,
несмотря на предуведомление, этот текст (каким-нибудь чудесным образом)
дойдет до глаз протоиерея Всеволода Чаплина, то у меня к нему — похожее
предложение. Давайте договоримся жить так, чтобы не огорчать друг
друга. Например: я воздержусь от комментариев по поводу происхождения
Благодатного огня, а Вы не будете рассуждать на пресс-конференциях о
физической природе этого чуда...
И всем будет хорошо.
|