Газета «Наш
Мир» Главный вопрос, который предстоит решить стране, выбирая президента, -
это не фамилия человека, который займет высший пост в государстве, это
выбор пути Кыргызстана. Поэтому важно понимать, какие варианты
составляют выбор страны. С чем Кыргызстан подошел к выборам?
Надо признать, что имидж страны в последнее время изменился. Кыргызстан
заставил говорить о себе. И крупный энергетический проект, и решение о
закрытии американской военной базы, и готовность принять самое активное
участие в решении проблем Афганистана и всей Центральной Азии, - все
это вывело Кыргызстан в число тех стран, позицию которых теперь будут
учитывать другие игроки. Естественно, что такая 'наглость' не
может остаться без ответа - никто не заинтересован в увеличении
количества 'игроков за столом' в, казалось бы, закрытом клубе. А выборы
- наиболее удобное время для восстановления статус-кво. Не случайно
первое предупреждение руководству страны прозвучало из уст
представителей некоторых некоммерческих организаций и
привилегированного класса страны. Рассуждение простое: вывод базы не
простят. Поэтому, нужно особенно
внимательно отнестись к описанию возможных проектов, которые разные
группы интересов попытаются реализовать через проведение своих
кандидатов в президенты Кыргызстана.
Итак, проект N1 - 'поле для чужих игр'. В рамках этого проекта
Кыргызстан выступает как площадка, на которой большие геополитические
игроки разыгрывают партии между собой, не обращая внимания на интересы
и взгляды слабого Кыргызстана. Собственно так и было до последнего
времени. Общая характеристика проекта - внешнее управление из
нескольких точек, часто сменяемые слабые марионеточные режимы,
искусственно подогреваемое социальное, культурное, этническое
противостояние. Проект N2 - переделка сложившейся системы
отношений в 'Большой Центральной Азии'. Здесь Кыргызстан
рассматривается лишь как площадка, или территория, используемая в
военных или иных целях. Итог - изменение привычного облика границ в
Центральной Азии и появление новых государств. В любом случае, как
самостоятельный игрок наша страна в этом проекте не рассматривается.
Проект N3 - 'провинция Большого Казахстана' (вариант - "провинции
Большого Казахстана и Узбекистана"). Растущая политическая и
экономическая зависимость от Республики Казахстан. В принципе это
вариант делегирования полномочий в выборе стратегического пути развития
этнически и ментально близкому, но более мощному, прежде всего
экономически, государству. Казахстан выступает ретранслятором идей: и
российских и евроатлантических. Это - позиция региональной державы,
позволяющая покровительствовать Кыргызстану, обеспечивать присутствие
казахского банковского капитала и бизнес-проектов, осуществлять
переделку границ с обменом территорий. Можно предположить и
'узбекский' проект, заключающийся в усилении влияния в Кыргызстане
через территориальную экспансию, эскалацию требований в связи с ростом
узбекского населения на юге страны, и введение контроля за водными
ресурсами Кыргызстана. Проект N4 - 'провинция мирового
Халифата'. Эксперты рассматривают вариант вхождения (включения) к 2025
году территории современного Кыргызстана в исламское государство.
Глобализация по-исламски способна обрести массовую поддержку, особенно
в плоскости защиты духовных ценностей. Но дело не только во внешней
экспансии. В Кыргызстане имеются серьезные внутренние источники роста
радикального исламизма и - далее - политического ислама. Это обнищание
населения из-за неэффективных прошлых реформ, рост протестного
сознания, ношение исламских одежд как следствие многолетних гонений,
расширение сферы традиционного общества из-за провала различных попыток
превратить киргизское общество в 'современное'. Риторика правящих
режимов, не подкрепленная реальными переменами, вызывает раздражение
мусульманской общины. Если будет выбрана репрессивная политика по
отношению к идеологизированному населению, неизбежна поддержка
исламского подполья и вооруженное сопротивление. Нельзя не учитывать,
что крупные внешние игроки по-разному также пользуются проектом N4. Проект N5 - участник "Большого Евразийского проекта России, СНГ, ШОС, ОДКБ"
и т.д. Это проект, который состоял до сих пор в отношении к Кыргызстану
как к бывшей советской республике (к киргизам как к части бывшего
советского народа). Предполагается, что страна автоматически является
зоной влияния и реализации интересов России в Центральной Азии. В
условиях, когда киргизское руководство долго демонстрировало внутреннюю
зависимость от внешней помощи или благодетеля, наша страна в этом
проекте рассматривалась просто как территория с определенным
населением. А как по-другому, если мы сами так про себя думали!
Проект N6 - создание из Кыргызстана окна в Центральную Азию для
экономического продвижения, и включения в орбиту внешнего влияния.
Экспансия относительно водных ресурсов Кыргызстана вплоть до отторжения
части страны или постановки ее под внешний прямой контроль. Сюда же
входит проект превращения Кыргызстана в альтернативный российскому
источник энергоресурсов. Проект N7 - центральноазиатский центр постнефтяного мира.
Понятно, что перечень проектов и групп, их продвигающих, может быть
расширен. Но не сужен! Любой читатель может легко представить, какие
группы интересов, структуры и даже конкретные персоны стоят за каждым
из них. Например, очевидно, что потеря Америкой контроля за действиями властей привела к серьезным осложнениям для Пентагона.
Слабым утешением является сообщение президента о 'незакрытых дверях' -
в такой ситуации придется договариваться, торговаться и платить.
Причем, расходы на оплату принятых в результате договоренностей
возможных обязательств несоизмеримо больше, чем расходы на смену
строптивых на управляемых. Тем более что технологии невоенных
переворотов уже неоднократно апробированы - достаточно взглянуть на
Грузию и Украину. То, что такие перевороты на долгие годы вводят страну
в хаос и разрастающееся внутреннее противостояние, является для
носителей такого проекта абсолютным благом - слабым легче управлять.
Не сложно также представить себе, что в таком ослаблении заинтересованы
и наши соседи. Слава Богу, что мы не имеем никаких признаков того, что
такой проект принят на государственном уровне. Но его нельзя не
учитывать, принимая во внимание объективную расстановку сил и
настроения радикальных групп. Вообще, ослабление Кыргызстана,
снижение его амбиций, возвращение его в аморфное состояние является
условием реализации практически всех проектов, кроме последнего.
Российский проект выглядит наиболее привлекательным из всех внешних
проектов. Но и он предполагает безусловное лидерство, во-первых, самой
России, во-вторых, крупнейших партнеров России по проекту - Казахстана,
Китая и других. Роль и вес Кыргызстана в проекте будет определяться его
реальным геополитическим весом. Слабый Кыргызстан - слабые позиции,
сильный Кыргызстан - сильные позиции. Главное, что внешние партнеры не
будут тратить силы и ресурсы на усиление Кыргызстана. Это в любых
раскладах придется делать только самостоятельно. Единственным
абсолютно приемлемым проектом для нас является проект N7, описанный в
опубликованном недавно "Курсе президента Кыргызстана". "Курс
президента" - это единственный проект, нацеленный на усиление
Кыргызстана, единственный проект, четко очерчивающий картину желаемого
будущего и пути к этому желаемому будущему. Определение
'единственный' используется при описании этого проекта не потому, что
других не может быть, а просто потому, что никто не представил другого
видения будущего Кыргызстана. Возможно, это будет сделано оппозицией.
Тогда ее действия приобретут смысл и идеологический фундамент,
поскольку сегодняшние наскоки оппозиции на действующую власть пока
напоминают попытки самим дорваться до власти и получить власть не для
того, чтобы реализовать какой-то проект будущего, а власть для того,
чтобы получить возможность 'отщипнуть' себе из общественных ресурсов.
Поэтому, на наш взгляд, обсуждение направленности, событий и персон,
участвующих в президентской гонке необходимо рассматривать именно как
столкновение проектов будущего Кыргызстана, а не в обыденно бытовом
контексте: кто, кому и что сказал; кто кого сильнее обидел; кто на кого
вылил больше грязи и т.п. На самом деле, речь сегодня идет о выборе
пути, а не персоны. В бой брошены значительные силы и огромные
ресурсы, противопоставить которым можно только консолидацию общества. А
вот условия консолидации могут и должны стать главным содержанием
президентской кампании. По сути - это предмет торга общества и
кандидатов. Сергей Масаулов - директор Института стратегического анализа и оценки при президенте Кыргызской Республики, Бишкек |