Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Россияне стали намного реже посещать рестораны. По оценке председателя
правления международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия
Янина, посещаемость ресторанов упала на 40%. Зато бизнес предприятий
быстрого обслуживания, предлагающих гамбургеры и куриные ножки во
фритюре, стремительно растет.
"Посещаемость ресторанов в России
снижается, и значительно, - сказал RB.ru Дмитрий Янин. - Мы оцениваем
это снижение приблизительно в 40%. Сумма среднего чека снизилась при
этом где-то на 20%".
Согласна с Яниным и шеф-редактор журнала
"Ресторанные ведомости" Евгения Шляпникова. Правда, ее оценка менее
пессимистична. "Посещаемость упала где-то на 20%, - рассказала она
RB.ru. - Одновременно с этим выросла популярность демократичного
сегмента. Но это не значит, что все банкиры пошли по пельменным, многие
продолжают питаться в люксовом сегменте".
"Любимые цифры на
рынке - снижение посещаемости на 20-30%, - говорит вице-президент
Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов. - Это виртуальные
цифры, потому что непонятно, откуда они берутся. Сейчас в ресторанном
бизнесе все очень индивидуально".
Россияне полюбили скидки и комплексные обеды
По
мнению Шляпниковой, снижение суммы среднего чека происходит по многим
причинам, и падение посещаемости - лишь одна из них. "Рестораны убирают
из меню дорогие блюда, зачастую из-за того, что подорожали ингредиенты
для их приготовления, - считает Шляпникова. - Помимо этого, стали более
популярными комплексные предложения, в ресторанах действуют разные
акции, такие как "с 12-00 до 15-00 все блюда по 99 рублей", это тоже
могло снизить сумму среднего чека. К тому же, многим ресторанам
выгоднее снизить сумму среднего чека за счет увеличения оборота. Это
зависит от формата заведения".
"Снижение размера среднего чека -
общая тенденция, - говорит Иванов. - Но уровень от ресторана к
ресторану очень разный: разброс составляет от 5% до 30%. Все сильно
зависит от заведения: например, дорогой алкоголь стал гораздо меньше
пользоваться спросом, а в хороших ресторанах он зачастую составляет
значительную часть счета".
От Аркадия Новикова в "Ростик´с"
Дмитрий
Янин считает, что кризис прежде всего затронул рестораны среднего и
дешевого ценового сегмента. "Это происходит за счет перераспределения в
пользу фаст-фуда и еды дома", - говорит он. Однако Янин подчеркнул, что
от кризиса страдают и дорогие рестораны, особенно в регионах и городах,
где остановлены крупные предприятия.
Это косвенно подтверждается
тем, что рестораны дорогого ценового сегмента отказались предоставить
RB.ru сведения о своей посещаемости. "Этот вопрос нам уже не актуален,
- сказали корреспонденту RB.ru в PR-отделе группы компаний Аркадия
Новикова. - Наш PR-директор нам сказал, что не будет комментировать
вопросы, касающиеся кризиса". В ОАО "Росинтер Ресторантс Холдинг" RB.ru
также сообщили, что комментариев по рынку семейных ресторанов компания
пока не дает.
А вот президент сети "Ростик´с kfc" Ник Глушко
охотно ответил на наши вопросы. "Мы отмечаем общий рост посещаемости
предприятий быстрого обслуживания "Ростик´с kfc", - сказал он. - Нет
сомнений, что те гости, которые раньше ходили в рестораны более
дорогого сегмента, сейчас отдают предпочтение предприятиям быстрого
обслуживания. То есть люди стали более внимательны к своим тратам".
Подтверждает
его слова и генеральный директор сети "Кофе Хауз" Владислав Дудаков,
который 10 лет проработал в "Макдоналдс". "Кризис сказывается на
"Макдоналдсе" позитивно, потому что там стало питаться большее
количество людей", - сказал он RB.ru.
"Сегодня растут доходы не
всех фаст-фудов, а только сильных, таких как "Макдоналдс" и "Ростик´с",
- говорит Дмитрий Янин. - Те заведения, у которых не столь сильные
позиции, тоже теряют своих клиентов".
Здоровье дороже
Однако
люди, опрошенные RB.ru, в основном не собираются переходить на
фаст-фуд. "Такая еда все-таки очень вредна для здоровья, а врачи стоят
дорого, какая же тут экономия? - говорит Евгения. - Мы просто стали
ходить в более дешевые рестораны и делать это реже". "Я в принципе
стала меньше ходить в рестораны, - рассказывает Анна. - Кроме того, я
не считаю, что гамбургеры и кока-кола - это экономия. Так как экономия
эта получается, прежде всего, на своем здоровье".
Александр
Иванов не согласен с тем, что сегмент фаст-фуда сейчас процветает.
"Сегодня в каждом сегменте есть рестораны, которые испытывают
трудности, - объяснил он RB.ru. - Если взять фаст-фуд и посмотреть на
ресторанные дворики в торговых центрах, в них есть предприятия, которые
закрываются". "Сейчас часто начинают говорить о том, что фаст-фуд
растет, что люди начинают перемещаться из сегмента в сегмент - это не
так, - уверяет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров. -
Если и идет перемещение, то не так массово".
|