Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Возрождение религии в современном обществе является следствием провала
проекта Просвещения. Этот тезис - трюизм. Провала, однако же, весьма
специфического. Просвещение исходило из той точки зрения на вещи, что
человечество может и должно целиком выйти из состояния младенчества и
стать совершеннолетним. То есть самостоятельно нести ответственность за
свою судьбу: каждый человек, лично, сам, без опоры на костыли
авторитетов, без протезов догматов. И это касалось всех, а не только
какого-то избранного меньшинства.
Но все туда не пошли. Люди не
захотели взрослеть. В этом стремлении «быть глупыми и иметь работу» у
них нашлись мощные союзники в лице корпораций. Nike и Coca-Cola не
особенно стремятся к тому, чтобы человечество взрослело, - это,
по-моему, очевидно. Оборотной стороной этого процесса и стало усиление
роли религии. Банальная вещь - религия делает невозможным взросление.
Пока твой отец не умер, пока ты можешь ежедневно обращаться к нему за
помощью и защитой во всех трудностях, пока ты можешь благодарить его за
все доброе, что с тобой происходит, - ты остаешься ребенком. Отец,
которого дает человеку религия, живет вечно. Человечество всегда
остается его сыном. Человечеству не грозит одиночество - состояние,
знакомое лишь взрослым.
Для тех, кто все же поверил Просвещению,
религиозный опыт выглядит бессмысленной попыткой накинуть шоры на
глаза, которые только начали привыкать к свету. К свету, который
попеременно становится то солнцем у пещеры Платона, то лампой в
пыточной комнате гестапо. Умение не отводить взгляда стоит дорогого в
обоих случаях, но и шоры выглядят настоящим издевательством. И вот вы
стоите между пещерой и пыточной, а мимо вас бредут караваны слепцов,
которые ведут слепцы. Орать им вслед бесполезно, несмотря на то, что
именно этому вас учили в школе. Сладостей, пригодных для их детских
желудков, у вас все равно нет. Да и вообще - любых сладостей. Ни рыбы,
ни хлебов. Вырывать насильно человека из состояния вечного детства -
подло. Запомним это.
И вся эта сцена заставляет Просвещение
кривляться. Его надежда сегодня уже связывается не со всеобщим
взрослением, но с «креативным классом». Цель которого состоит отнюдь не
в том, чтобы уничтожить другие классы, а в том, чтобы получить власть.
Такую власть, чтобы вам дали, наконец, спокойно наслаждаться вашей
культурой, стремиться все знать, все понимать, уважали и советовались.
И уже не трогали, не требовали каких-то обязательств по отношению к
«малым сим».
В основу этого нового Просвещения ложится классовое
сознание, причем в совершенно немарксистском смысле. Марксисты
использовали этот термин как инструмент. Классовое сознание у них
служило целям установления бесклассового общества и конечного торжества
Просвещения. Новое Просвещение желает лишь этого огораживания садов
культуры от злых и бесчувственных подростков, обутых в кроссовки Nike,
хохочущих и пьющих Coca-Cola. Некоторые надежды тут связывались с
новыми технологиями коммуникаций, прежде всего, интернетом. Но интернет
уже сегодня очевидным образом разделен на сектора. И для большинства он
представляет собой огромных «Одноклассников».
Религиозный
ренессанс и высокие заборы культуры для избранных кажутся мне одинаково
неприятными. Может быть, битва классического Просвещения еще не
проиграна? Когда-то человечество совершило гигантский рывок вперед,
сделав письмо и чтение всеобщим навыком через сеть государственных
школ. Конечно, государства тогда преследовали в первую очередь
собственные интересы. Но может быть, сегодня они смогут сослужить еще
одну добрую службу Просвещению, обязав школьников учиться
самостоятельно думать, анализировать факты, предлагать гипотезы и
коммуницировать с другими людьми. К чтению и письму, которым мы учимся
в средней школе, нужно просто добавить еще два несложных навыка. Тогда
мы сможем немного подрасти. Хотя... жрецам от религии проще манипулировать недорослями. И все вроде довольны. Одни получают власть и деньги, другие иллизии и беззаботное детсво.
P.S. (от редакции "НМ") Добровольная или принудительная консервация
мышления и остатков интеллекта, как в религиозном, так и в обычном сознании,
неизбежно ведут либо к тотальному «заболачиванию», либо к импульсивному,
бессмысленному разрушению. В конечном счете, и то и другое тормозит
естественный процесс эволюции человечества, в главном его предназначении –
развитии и просвещении.
Сегодня, в век генной инженерии, нанотехнологий и адроных
коллайдеров, некоторые религиозные «оракулы», продолжают вести свои проповеди
на эзоповом языке сакральных преданий и сказок. Иррациональные, одиозные,
отжившие свое доводы, презентуются от имени прогрессивного по сути Единобожия,
сводя силу его призыва к нулю. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что
современное поколение чрезвычайно трудно побудить к вере в Бога хадисами о
бегающих камнях и говорящих деревьях.
Но, как свидетельствует история и лишенная эмоций
реальность, этого не достаточно для своевременной и адекватной реакции на
вызовы, которые бросает человечеству быстро меняющаяся действительность. По
сути, речь идет о способности нынешнего и будущего поколений эффективно решать
задачи, перманентно возникающие перед ними, а это и есть вопрос качественного
состояния веры и «человеческого материала».
Иррациональному восприятию веры в Бога, когда эмоционально-чувственные
ощущения доминируют, а иногда подавляют прагматичное состояние верующего,
способствуют устаревшие, средневековые методы донесения информации, которая,
зачастую, также далека от актуальности. В результате у человека в самом начале
пути происходит первичный конфликт с насущной реальностью, переходящий в
непримиримое отрицание здравого смысла, порой граничащее с абсурдом. Если же подобная
некорректная информация достигает масштабов широкой пропаганды, в силу вступает
принцип коллективного бессознательного, делающий людей одинаково
невосприимчивыми к просвещению. В итоге, перспектива успешного и просвещенного
«завтра» для целого поколения, верующих иррационально, выглядит весьма и весьма
призрачно.