Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Гоголю
такое и не снилось: огромные деньги, хорошие актеры, основные СМИ
России брошены на разжигание животной злобы, ненависти к соседним
народам и романтизацию бездумных самоубийственных битв. И все это под
маркой экранизации классики в дни 200-летнего юбилея.
Лента сейчас занимает 2 место в российском прокате, усиленно
рекламируется и вызывает общественный резонанс. Ее нельзя назвать
фильмом, ибо это типичный американский блокбастер, то есть
индустриальная поделка, точно выражающая суть слова – ведь «блокбастер»
по-английски «мощная авиабомба, разрушающая (bust) целый квартал
(Block)». Какие же кварталы разрушает эта бомба?
Хотели как лучше… для патриотизма
Никто не скрывал, что Владимир Бортко получил идеологический заказ –
вернуть в общество идеалы и энергию патриотизма. Никто и сейчас не
скрывает, что не столь важно имя Гоголя, сколь возможность с помощью
его текста высказать наболевшее. А наболело, как минимум, в двух
точках.
Молодежь за последние 15 лет катастрофически растеряла патриотизм, что
губительно сказывается во многом: от утечки лучших молодых мозгов на
Запад до деградации морали в армии и расцвета дедовщины. Второе: после
распада СССР Россия получила все более и более проблемные и даже
«горячие зоны» у своих ближайших соседей, включая самую этнически,
культурно и религиозно близкую Украину. Так что задача стояла четкая и,
скажем прямо, актуальная и очень нелегкая: провести «перезагрузку»
патриотизма и отстроить заново связи России с Украиной.
Однако, мазохистская формула Черномырдина «хотели как лучше, а
получилось как всегда» сыграла тут недобрую шутку. Давайте разбираться.
Загадкой истории останется, как автор такого киношедевра, как «Собачье
сердце» опустился до жанра блокбастера. Ведь заведомо ясно, что
стряпать блокбастер - это не искусство, а индустрия промывки мозгов,
продукт анти-культуры, которую из мягкости интеллигентные люди все еще
называют масс-культурой или поп-культурой.
Уточним: в блокбастере исключена человеческая психология с нюансами
чувств и сомнениями, со вторым или даже тремя сразу планами. Там весь
мир показан примитивным лубком. Кинодействие отрывисто-клиповое,
темпоритм не дает возможности задумываться и чувствовать самостоятельно
– там нет пауз, перспективы и глубины жизни.
Но если лубок, как жанр фольклора, всегда нес юмор и мудрость народа,
то блокбастер наполняется той идеологией, которую оплачивает заказчик.
В нашем случае заказчик решил, что молодежь, которую 15 лет зомбируют
американскими блокбастерами, ничего не способна воспринимать на ином
языке. Удивительно, что работать на уровне «шарикова» согласился
человек, так тонко показавший «профессора преображенского».
И вообще бы не было никакого интереса к очередной масс-поделке, если бы
не великое имя Гоголя и не серьезность проблем патриотизма и отношений
с Украиной. Заодно и с Польшей, турками и татарами – ведь всем им
досталось, причем «по первое число», как будто бы заклятым и жутким
врагам «русского товарищества».
Обманка в разгар юбилея
Когда появляются титры «по повести Гоголя», все вопросы, как кажется
авторам, сняты. А когда журналисты волнуются об исторической
достоверности, им отвечают – так ведь мы не историки, и не хроники
снимали, а вещь художественную. Итак, спросим: фильм с авторским
названием великого писателя выпускается к 200-летию, но соблюдать
почтительность ни к автору, ни к истории не надо!
Почтительность – вообще понятие какое-то устаревшее, из лексикона
профессора Преображенского. Так что ударим по балалаечке, как Шариков!
Отказ от этики налицо - так буквально развязаны руки и можно делать,
что хочешь. Но во имя чего?
Чудесных талантливых актеров заставили забыть о русской театральной
школе и бегать с выпученными от злобы глазами, то буйствовать, то
наслаждаться резней, то изображать кукольных врагов. Даже Богдан
Ступка, идеально подходящий для роли, не играет ничего, кроме
прямолинейной агитки, изображая примитивного беспредельщика без сложных
реакций.
Филологи уже не раз в прессе анализировали, насколько Бортко не
считался с текстом и многое «досочинил», повторяться не буду.
Сосредоточусь на ключевых идеях, внедряемых блокбастером по такой
методе: к логике Гоголя, сказавшего А, добавляются еще Б и Ц. И вот
какая получается картина мира.
Он
строго поделен на своих и чужих по национальному и религиозному
признакам. Чужие – это соседи русского народа: поляки, евреи, турки и
татары. Все они – заклятые враги и подлинные чудовища-нелюди,
подлежащие искоренению.
Что «русских» отвращает в них, по Бортко? Прежде всего – отношение к
праву. Латиняне придумали «римское право», которому обучали бурсаков в
Киеве - это так чуждо и скорее надо от него избавиться! К такому выводу
приходят по дороге в Сечь сыновья Бульбы. Сам же он провоцирует смену
кошевого, который верен договору о мире с турецким султаном. Значит,
идеал - правовой нигилизм и своеволие, буйство ради мести и «русского
товарищества». Роль Православия сводится только к «освящению» стихийных
чувств - не священники, монахи, или богословы, а толпа избирает себе
лидера.
Каков образ казака, православного христианина в блокбастере? Они грубы
и воинственны, постоянно пьют горилку и буянят, а замирают лишь на
время церковных церемоний, переживая их как психо-подготовку к битве.
Такой собирательный портрет скорее напоминает «бригаду» криминала, за
рамками юридической и религиозной культуры. К слову сказать, совершенно
проигнорирована украинская культура с ее теплой женственной мягкостью и
многоцветностью, с жизнелюбием и благим всеприятием, со славянской
задушевностью, роднящей славян. Короче говоря, это все те же тупые
ковбои по стандарту блокбастера, лишь переодетые да с чубами.
Примечательно, что толпа сразу после избрания нового кошевого
отправляется на погром шинкаря-еврея. Только личное заступничество
Бульбы спасает Янкеля от гибели. Пожалуй, из всех героев Бортко он один
человечен, его психика многослойна и подвижна: выражая древнее
скитальчество своего народа, он показывает и его мудрость и слабость
пред злобой мира сего.
Формула восприятия еврейства по Бортко такова: евреи скользкие и
низкоугодливые, их занятия презренны, но без их хитрости и особенно без
их финансов и горилки жизнь просто невозможна. Вывод таков: еврейство,
горилка, банковские спекуляции, изворотливость противны «русскому
товариществу», но неизбежны, как часть русской жизни. Причина – Янкель
поможет и в борьбе с ляхами, и против турок и против татар.
Ляхи, турки, татары – враги!
Один из организаторов фестиваля польского кино «Висла» в Москве Петр
Скульский заявил о ленте Бортко: «С исторической точки зрения - это
чистый ужас, очень мало совпадений с правдой. У нас в Польше никогда не
казнили людей так, как это показано, никогда не увлекались тем, чтобы
казнить. У нас ни одной ведьмы не сожгли на костре, хотя вся Европа
этим занималась».
Но, если автор сразу заявил, что снимает не текст Гоголя, не
историческую хронику, тогда спросим: зачем же соседям приписывать такие
зверства? Зачем в число нелюдей записывать поляков, турок и татар?
Понятно, что история 15 века трагична, полна безжалостной борьбы, и это
реалистично описал Гоголь – но зачем в начале 21 века возрождать
«средневековый язык вражды»? Да, именно такой термин применяют в таких
случаях специалисты по психотехнике, медиа и пиару.
Диагноз ясен, сформулирую его в терминах современных. Бортко нарушил
авторские права Гоголя, воспользовавшись названием его повести, его
именем, 200-летним юбилеем, которые являются дорогими и востребованными
брендами.
Художественная зарисовка классика украинского происхождения, писавшего
на русском языке, превращена в агитку «русского национализма» с
присущей Средневековью враждебностью к иным народам и верам. Тем самым
нанесен огромный моральный ущерб подлинному русскому патриотизму,
основанному на бережном внимании к культуре и добрососедстве с
народами, близкими этнически (украинцами и поляками), близкими
географически (турки и татары, ставшие также государствообразующим
народом России).
Последний вопрос: кому это выгодно? Русским патриотам и нашей армии –
нет, ибо это ложь о русских. Это призыв к ненависти против соседей
России и народов, составляющих ее многонациональное богатство. Это
мощно оплаченная медиа-провокация против единства России и культур
наших народов, против ближайших соседей – в форме американского
блокбастера, под изощренно искаженным предлогом юбилея нашего классика.
Это выгодно в первую очередь всем врагам России. Славный подарок мы
получили к 200-летию любимого писателя!
|