Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Юрий Деточкин знал толк в машинах. Ведь он
предпочитал самый популярный отечественный автомобиль того времени, на
который копили тысячи и о котором мечтали миллионы советских граждан -
ГАЗ-21 "Волга"…
"Почему же преступник хотел угнать именно вашу
машину?" - на этот многозначительный вопрос следователя до сих пор
толком никто так и не ответил. Действительно, почему Деточкин
предпочитал именно "Волги"?
Когда на экраны вышла комедия "Берегись
автомобиля" – а это историческое событие произошло в 1966 году, по
дорогам Советского Союза ездило около двух миллионов "легковушек"
разных моделей. Однако народные "запорожцы", как и тесные "москвичи",
купленные на свои кровные, не интересовали автомобильного Робин Гуда. А
шикарные "Чайки" являлись государственной собственностью, за хищение
которой к тому же могли впаять и "вышку".
Из оставшейся тройки моделей взгляд отважного
борца с коррупцией мог остановиться на "ЗиМе" - самом огромном и
дорогом из тогдашних автомобилей, допущенных в свободную продажу.
Однако он, как и ГАЗ-М-20 "Победа", уже был снят с производства, да и
вообще утратил свою былую популярность, в то время как "Волга" все еще
считалась "писком моды"…
Разработка этого "писка" началась осенью 1952
года, после нескольких попыток вдохнуть новую жизнь в многострадальную
"Победу". Однако выпускать новый кузов со старой начинкой на ГАЗе не
захотели. В то время еще считали, что модель должна обновляться "от и
до" хотя бы раз в 10 лет. Поэтому модернизацию "Победы" прекратили, а
вместо этого для ее замены разработали две совершенно новые модели:
"Звезду" и "Волгу".
После рассмотрения чертежей выбор остановили на
последней. Конструкторскую группу возглавил Александр Невзоров, а
дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев. Новому автомобилю присвоили
заводскую марку ГАЗ-21.
Сегодня многие указывают на большое сходство
ГАЗ-21 со своими американскими современниками. Это не случайно: при его
разработке конструкторы поглядывали на образцы западной техники в самом
прямом смысле. Для этого Горьковский автозавод закупил и поставил у
себя "Chevrolet Styleline DeLuxe" 1949-го, "Ford Mainline Fordor"
1952-го и "Plymouth Savoy" 1954-го годов.
Это не "Волга", а "Plymouth Savoy" 1954-го года
Собственно, никто и не скрывал, что некоторые
приемы дизайна были взяты именно из "американской школы". Заодно у
"Fordа" скопировали автоматическую коробку передач, которую установили
на специальные модификации автомобиля. Но вряд ли ГАЗ-21 получил бы
Гран-при на международной выставке "Экспо-58" в Брюсселе, будь он
полностью "слизан" с других моделей.
Если что и нужно было "заимствовать" у
американцев, так это двигатели. Дело в том, что в США в те годы
большинство автомобилей выпускались с шести- и восьмицилиндровыми
двигателями, мощность которых достигала 250 л.с. Однако все еще
испытывавший дефицит нефти СССР предпочитал экономный европейский
вариант: четырехцилиндровые движки умеренной мощности, потреблявшие
12-15 литров горючего.
Поэтому пробные модели "Волги" получили старый
65-сильный мотор, а затем в серию пошли двигатели ЗМЗ-21, мощностью от
70 до 85 л.с. Для неспешной езды этого было достаточно, а летать по
шоссе со скоростью ракеты простым советским гражданам не
рекомендовалось. Неудивительно, что Деточкина чуть не догнал милиционер
на мотоцикле!
Впрочем, для нужд КГБ и шоссейных патрулей ГАИ
была выпущена особая модификация автомобиля, известная под маркой
ГАЗ-23. Это была почти все та же 21-я "Волга", под капот которой
втиснули двигатель V-8 мощностью 195 л.с. и вышеупомянутую
коробку-автомат. Сегодня на ходу осталось лишь несколько десятков этих
раритетных машин, которые высоко ценятся любителями. Не менее редки
экспортные "Волги" с дизельным двигателем, о существовании которых мало
кто знает.
А вот серийная "Волга" для широкого потребления
оснащалась простой механической коробкой, рукоятка переключения которой
располагалась на рулевой колонке. Несколько необычно, но зато это
немного освобождало место и позволяло втиснуть в салон шестого
пассажира, посадив его спереди – на… диван. Действительно, сегодня
многие уже и позабыли, что на ГАЗ-21 не было передних кресел, и вместо
них располагался удобный диван, спинка которого откидывалась и
превращала салон в шикарную спальню. Добавьте сюда отличный
радиоприемник – и вы поймете, почему именно о "Волге" мечтали все
молодые люди!
Большую оригинальность "Волге" придавала
отделка. Во-первых, ее кузов перед покраской проходил специальную
химическую обработку, замедляющую коррозию. Отсюда и возникла легенда о
якобы необычайно толстой и прочной "шкуре" автомобиля, которая на самом
деле имеет среднюю толщину 1,2 мм.
Во-вторых, салон автомобиля старались наполнить
модной тогда пластмассой. Вот только тогда пластмасс было не так и
много, а самая распространенная в те годы нитроцеллюлоза очень горюча.
Поэтому отделку проводили забытой нынче пластмассой на основе
натуральных компонентов – желатина и молочной кислоты. Именно это и
было причиной быстрого старения и разрушения этого почти съедобного
пластика. Но в первозданном виде он почти идеально имитировал слоновую
кость!
Мечтать о "Волге" было не вредно, но ее выпуск,
начавшийся в 1957 году, лишь через несколько лет превысил отметку 50
000 автомобилей в год. Негусто! Это с учетом того, что часть машин
направляли в таксопарки, а модель ГАЗ-22 (с кузовом "универсал") вообще
не поступала в свободную продажу. Всего же с конвейера сошло 640 000
"двадцать первых", после чего с 1970 года ее заменили на угловатый и
совершенно некрасивый ГАЗ-24.
Впрочем, при магазинной цене от 5100 рублей (в
1961 году) до 6445 (в 1965-м) мечтать о "Волге" до конца жизни
оставалось большинству советских граждан, поскольку средняя зарплата
тогда составляли 110-120 рублей. Гораздо дешевле было ездить на такси –
хоть в Дубровку, хоть в булочную, платя по 10 копеек за километр пути.
Но зато на массовую и свободно продавшуюся
машину сразу обратили внимание всевозможные "нетрудовые элементы" вроде
спекулирующего импортным товаром персонажа Андрея Миронова. Дело в том,
что контроль за расходами граждан в СССР был поставлен очень слабо, в
отличие от США, где покупка вами дорогого автомобиля за наличные, а не
в кредит, тут же заинтересует налоговое ведомство.
Конечно, ОБХСС тоже работал, и советским
подпольным "бизнесменам" приходилось придумывать какие-то способы
"отмывания" денег (вряд ли такие расточительные, как у героев
"Бриллиантовой руки" - через "клад"), но покупку машины всегда можно
было объяснить. Копил годами зарплату, сидел на хлебе и воде, продал
бабушкино колье – и т.п. И товарищ директор магазина въезжал во двор на
своей новенькой "Волге", под завистливые взгляды соседей.
Вот тут-то его покупкой и начинал интересоваться Юрий Деточкин…
|