Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Самым значительнымдействием в жизни верующего человека является
служение Богу. Это действие проявляется, как во внутреннем его состоянии, так и
в отношении с внешним миром. Служить Господу - значит повиноваться Его законам.
Одним из проявлений служения Всевышнему, является
организация для этого дела особого места. Таким местом является мечеть.
В Коране тема мечетей условно подразделяется на две
части: Мечеть Аль-Харам, и тема мечетей в общем.
В жизни
верующего человека Мечеть Аль-Харам имеет
особое значение. Согласно Корану, она была первым местом на земле для собрания
верующих, основанным в Мекке.
Воистину,
первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится
в Мекке. Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. (3:96)
Подобное строение отличается от
простого жилья и служебных помещений тем, что оно предназначено для встречи верующих
единомышленников, в котором нет места другим законам и предписаниям, кроме
Божественных.
И вот установили Мы Дом (Каабу)
безопасным местом для встречи людей. «Сделайте место Авраама - местом связи (с
Богом, местом молитвы)». Мы поручили Аврааму и Исмаилу: «Очистите Мой Дом
(Каабу) для совершающих обход вокруг него, посвящающих (себя Богу), преклоняющихся
(перед Ним) и падающих ниц». (2:125)
Со дня основания первого места
служения Господу, его значение никогда не ослабевало. Особое отношение к
этому Дому, Всевышний показал Своему посланнику – Мухаммаду,установив Каабу, до Судного Дня, бессменным
ориентиром для верующих.
Мы видели, как ты обращал свой
взор к небу. Мы непременно определим тебе сторону (для богослужения), которой
ты будешь доволен. Так обрати же свой взор в сторону Заповедного места земного
преклонения (Масджид Аль-Харам). И где бы вы ни были, обращайте свои взоры в
его сторону. Поистине, те, которым дано Писание, знают, что это истина от их
Господа. Ведь
в небрежении Бог не остается к поступкам вашим (и делам). (2:144)
И откуда бы ты ни вышел,
обращайся лицом своим в сторону Заповедного места земного преклонения (Масджид
Аль-Харам). Ведь, поистине, он - истина от твоего Господа. Ведь в небрежении
Бог не остается к поступкам вашим (и делам). И откуда бы ты ни вышел, обращай лицо своё в сторону Масджид Аль-Харам.
Где бы вы ни были, обращайте свои лица в эту сторону, чтобы не было у людей
аргументов против вас, кроме тех из них, которые являются мракобесами. Так не
бойтесь же их, а бойтесь Меня, чтобы Я завершил для вас Свой дар. Может быть,
вы пойдёте по указанному (Богом) пути. (2:149-150)
В остальных
мечетях – домах, предназначенных для поклонения Богу, (как и в мечети
Аль-Харам) человек, отрешившись от всего суетного, должен не только обращаться
к своему Творцу, но и анализировать свои вероубеждения, которые, при наличии
отклонения от Писания, непременно должны быть откорректированы.
Скажи:
«Мой Господь велел поступать справедливо». Обращайте к Нему лица в любом месте
земного поклонения (фи кулли масджид) и взывайте к Нему, очищаяперед Ним религию. Он
сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены». (7:29)
В тоже время Господь не предписывает отказываться от всего мирского. Напротив, Всевышний повелевает даже
в мечетях выглядеть аккуратно и красиво.
О, дети Адама! Облекайтесь в
свои украшения при всяком месте земного поклонения (при каждой мечети). Ешьте и
пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. (7:31)
Однако, даже если некое помещение
названо «мечетью», это совсем не означает, что оно автоматически является угодной Богу. Примером отношения Всевышнего к мечетям может стать
Иерусалимский храм (Аль-Акса). Стоило даже избранному Богом народу нарушить Его
законы, как наказание не заставило себя ждать.
Мы предопределили детям
Израиля в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно
высокомерными». Когда настала пора первого из двух (нарушений), Мы наслали на
вас Наших могущественных слуг, которые прошлись по (вашим) землям. Так обещание
было исполнено. (О дети Израиля) затем Мы вернули вам победу над ними. Мы
поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными. Мы
сказали: «Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите
зло, то поступаете во вред себе». Когда же наступил срок последнего (второго)
обещания, Мы позволили (вашим врагам) опечалить ваши лица, войти в мечеть подобно тому, как
вошли туда в первый раз, и (дооснования)
разрушить все, над чем возвысилась их сила. (17:4-7)
Если
проводить аналогию с историей СССР, то мы увидим подобные события и в отношении
наших мечетей, синагог и церквей. Большинство их было разрушено воинствующими
атеистами, что явилось следствием нарушения верующими законов Бога.
Конечно
же, разрушение мест поклонения Богу не имеет оправдания для людей. Человек
вправе игнорировать и не посещать мечети, церкви и синагоги, однако уничтожать
культовые сооружения он не имеет права.
Они были несправедливо изгнаны
из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Бог». Если бы Бог не
позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви,
молельни и мечети, в которых премного поминают имя Бога. Бог непременно
помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Бог – Всесильный, Могущественный.
(22:40)
Ведь
они были воздвигнуты с позволения нашего Творца.
В
домах, которые Бог дозволил
воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят (юсаббиху) в них по утрам и перед закатом
(24:36)
В Коране Бог называет мечетью
(масджид) не только мусульманские храмы, но и доисламские молитвенные дома. В
коранической притче о юношах, чудесным образом, пробывших в пещере триста и еще девять лет,
говорится о здании, построенной над этой пещерой. И хотя сегодня этот храм
считается церковью, в Коране Бог однозначно называет это место мечетью.
Таким образом, Мы дали знать о
них (о юношах в пещере) людям для того, чтобы они (люди) узнали, что обещание
Бога есть истина и что в (истинности) Часа (Судного Дня) невозможно усомниться.
Но вот они стали спорить о (количестве юношей) и сказали: «Воздвигните над ними
строение. Их Господу лучше знать о них». А те, которые отстояли свое мнение,
сказали: «Мы непременно воздвигнем над ними место земного преклонения (Богу) (масджидан)».
(18:21)
К сожалению, история изобилует
примерами гонений и притеснений людей, верующих в Одного Бога. К проявлениям
подобной нетерпимости Всевышний непримирим.
А кто темнее делами, чем тот,
кто препятствует в местах земного поклонения Богу (мечетях) поминанию Его
имени, и желает их разрушения? Такие не должны входить в них без чувства
страха. Им в ближней (жизни) позор, а в Будущей (жизни) их ждут великие мучения.
(2:114)
В практике человечества
встречается казус, когда служение Богу не соответствует Его Законам и
основывающееся не на Его Писании. Подобные действия людей, поклоняющихся Богу,
и другим помимо Него, резко осуждаются Всевышним.
Их (многобожников) молитва у Дома
(Каабы) была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши. Вкусите же мучения за то,
что вы отвергаете (знамения Бога). (8:35)
Неужели утоление жажды
паломника и содержание Заповедного места земного преклонения (Масджид
Аль-Харам) вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Бога, Последний День
и сражался на пути Бога? Они не равны перед Богом, ведь Бог не ведет прямым
путем мракобесов. Не полагается многобожникам (поклоняющимся Богу, и другим помимо Него) оживлять мечети, свидетельствуя о собственном
(куфре) отрицании (законов Бога). Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в
Огне. Только тот оживляет места земного преклонения Богу, кто уверовал в Бога,
в Последий День, кто совершает молитву, выплачивает очистительный расход и не
боится никого, кроме Бога. Возможно, они окажутся на верном пути. (9:17-19)
Такая критика вполне логична. Если
вместо призыва к следованию за Писанием Бога навязываются обожествленные
человеческие установления (т.е. человеческим законам приписывается Божественное
авторство), то Божественная суть мечети выхолащивается. Построенное для благого
дела здание становится мертвым строением, не способным нести свет, и как
следствие этого оно обречено.
О тех, которые построили мечети
для нанесения вреда, отрицания (куфра), разделения мусульман, и для засады против
тех, кто раньше воевал с Богом и Его посланником (а ныне находятся на
Божественной стезе),
(Те, которые построили мечети)
непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Свидетельствует Бог,
что они являются лжецами. Не стой в (такой мечети) никогда. Мечеть, которая с
первого дня была основана на предосторожности (от гнева Бога, богобоязненности),
больше заслуживает того, чтобы ты стоял в ней. В ней есть люди, которые любят
очищаться (перед Богом). Воистину, Бог любит очищающихся.
Тот ли, кто заложил основание
своего строения, остерегаясь (гнева) Бога и стремясь к Его довольству, лучше,
или же тот, кто построил здание на самом краю осыпающегося обрыва, который обвалился
вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Бог не ведет прямым путем мракобесов.
Строение, которое они
построили, всегда будет порождать сомнения в их сердцах, пока их сердца не
разорвутся. Ведь Бог – Знающий, Мудрый. (9:107-110)
Показателен
пример пророка Моисея и Аарона. Их народу, находящемуся в рабстве у Фараона,
Бог даровал выход из трудного положения, указав на то, что и жилой дом может являться
местом молитвы и служения Богу.
И
внушили Мы Моисею и его брату: "Займите для вашего народа в Египте дома,
сделайте дома ваши стороной служения Богу и простаивайте молитву. Обрадуй же верующих!"
(10:87)
В
богослужении, будь то мечеть, молитвенный дом или жилище, особо важно неуклонное
следование Писанию и отказ от обращения, к кому бы то ни было, помимо Бога.
Места
земного преклонения (мечети) предназначены Богу. Так не взывайте же ни к кому
наряду с Богом. (72:18)
Господь наш! Не уклони наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий! (3:8)