Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
В Евангелии сказано: "Всякому, просящему у тебя, давай" (Лук. 6:30).
Но следовать этим словам у нас получается далеко не всегда. Доверять ли
бродягам и подавать ли им, как вести себя на паперти, где много
попрошаек, – на эти и другие вопросы попытались ответить клирик храма
иконы Божьей Матери "Живоносный источник" в Царицыне протоиерей
Александр Лаврин и волонтер движения помощи людям улиц "Курский вокзал
– бездомные дети" Анна Федотова.
По большим праздникам у храма нищих много. На Пасху – особенно.
Бывает, они выстраиваются длинной шеренгой вдоль дороги к церкви. И все
говорят: "Подайте, подайте, подайте..." У многих из нас уже выработался
шаблон поведения для ситуаций, когда через вагон поезда метро двигается
инвалид на коляске, когда возле палатки кто-то просит пару рублей. Одни
не замечают и не задумываются ни над чем, другие – подают всегда,
третьи – жертвуют в некоторых случаях. Но никакая из этих привычек не
применима в праздничные дни возле храма. Не заметить – невозможно,
подать каждому – часто нереально, а выбирать – сложно и как-то
неправильно, что ли... Тем более, после службы, когда наше сердце
открыто и в душе светло.
"Все, что касается нищих, – говорит протоиерей Александр Лаврин,
клирик храма иконы Божьей Матери "Живоносный источник" в Царицыне, –
это ваше дело, кому и сколько подать. Если человек не подаст милостыню,
никто с него ничего не потребует. Это – совершенно добровольное дело.
Но в том-то и дело, что у христиан не получается так, чтобы не подать,
а потом остаться спокойным. Все равно на душе будет неспокойно".
Так как же тогда быть? Как не испортить себе праздник – ни вот
такими "кошачьими поскребываниями на душе", ни ложной радостью от
осознания себя великим благотворителем?
"Универсальных советов здесь быть не может, – говорит волонтер
движения помощи людям улиц "Курский вокзал – бездомные дети" Анна
Федотова. – Потому что у всех людей разное строение души. Один человек
даст, не рассуждая, и не искушается, а другой – искушается".
После того, как начала заниматься проблемами бездомных, сама Анна
деньги на улице подает уже реже, но стала разговаривать с просящими. В
ее практике множество примеров, когда от предложений реальной помощи
какая-нибудь бабушка-страдалица убегала в прямом смысле этого слова,
или же, когда на просьбу показать документы на ребенка, присутствие
которого вызывает наибольшее сочувствие публики, цыган вместе с
измученным малышом в испуге выскочил из пригородной электричке на
первой попавшейся станции.
"Если я, например, сомневаюсь, действительно ли человек нуждается,
или подозреваю, что он пропьет, – рассказывает она, – говорю, что денег
не дам, а могу купить еды. Многие очень радуются. А "профессиональные"
нищие просто посылают". Но ведь Анна начинает разговоры не для того,
чтобы выяснить для себя – подавать или не подавать. Она предоставляет
нуждающимся людям информацию о том, куда они могут обратиться за
помощью, где есть баня для бездомных и где можно бесплатно пообедать.
"Если себя убеждать в том, что, вот, мол, это профессиональный
нищий, ему не нужно, – говорит отец Александр, – у меня просто душа
будет потихонечку привыкать к цинизму. А вообще, как святые говорили,
если даже на коне подъехал, но просит, – дай. Мы не испытываем, нужно
или не нужно. Это наша уже интерпретация – профессионалы".
Между тем, возле храмов даже в обычные дни далеко не все просящие –
представители так называемой мафии нищих. Анна Федотова, опекающая
людей, по разным причинам оказавшихся жителями московских улиц,
рассказывает: "Многие из наших подопечных пойдут в Пасху просить. Я
знаю молодых ребят, которые просто ходят деньги стрелять – некоторые на
наркоту, некоторые действительно на дело. У меня только что в гостях
был наш подопечный паренек – он работает, но без документов платят
мало. Деньги нужны ему на жизнь, и еще он копит на оформление
документов. Сейчас ходит к церкви. Долго решался – теперь ходит
просить. И приносит деньги мне на хранение".
Анна считает, что "не специалисту" бывает сложно отличить настоящего
и профессионального нищего, и "Если человека это не смущает, – говорит
она, – то надо просто дать и сказать: "Помолись за меня". А я еще часто
прошу: "Не покупай курево и алкоголь". Отец Александр уверен: "Если
человек просит, а от него пахнет водкой или вином, если он пьяный,
давать нельзя. Если этого нет, а я не даю, то это какие-то рассуждения
лукавые".
Другое дело, когда нищий начинает требовать: "Если, скажем, кто-то
говорит, что ему мало подали, значит, человек не милостыню просит, а
вымогает, – поясняет отец Александр. – Представьте себе, если бы вы в
чем-то очень сильно нуждались, вам, может быть, очень много надо, у вас
какое-то несчастье, а тут проходящий мимо обратил на вас внимание,
какую-то копеечку дал, для вас все-таки важнее будет, что вам
посочувствовали, правда? А если вы на это скажете, что вам мало дали,
то, значит, вам особо и не нужно".
Просто поговорить – это тоже немаловажно. Если есть время, советуют
активисты движения поддержки людей, оказавшихся без крыши над головой,
хорошо бы выяснить, почему человек просит, откуда он, что у него
случилось, и тогда, может быть, откроется какой-то путь настоящей
помощи. "Часто дают деньги, просто чтобы с этим не связываться, –
поясняет Анна Федотова. – Потому что стыдно, хочется скорее избавиться
от неудобной ситуации. Все люди – люди, если с ними по-человечески
говорить . Эти люди не кусаются. У нас даже среди наших подопечных есть
бывшие мелкие предприниматели, сейчас любой может вот так на улице
оказаться".
Но наша жизнь так устроена, что мы не всегда в силах взять на себя
еще и чужую беду и даже не всегда имеем, что подать. "Чтобы оказать
наиболее действенную помощь нищему, нужно располагать временем,
знанием, куда обращаться, – поясняет Анна. – Бывает, что человек не
проходит мимо бродяги, пытается помочь, но не выдерживает трудностей,
которые с этим связаны. Поэтому, если уверенности, что сможете
поучаствовать в судьбе такого человека, нет, то можно просто дать
немного денег, купить еды, сказать доброе слово. Иногда, когда у меня
нет денег, а человек просит, я говорю: "Простите, у меня ничего сейчас
нет. Но вы держитесь!"
"У Тургенева, – напоминает отец Александр, – есть стихотворение в
прозе с таким сюжетом. Писатель проходит мимо нищего, и тот у него
просит милостыню. Тургенев посмотрел в карманах, а у него ничего нет, и
он тогда дал руку и говорит: "Знаешь, брат, у меня даже платка носового
нет, чтобы тебе подарить", и пожал ему руку. А нищий отвечает: "Это
тоже милостыня, брат". Вот так на милостыню и надо смотреть, как на
сочувствие, снисхождение".
На Пасху и на большие церковные праздники на ежедневную
благотворительную кормежку, организованную движением "Курский вокзал –
бездомные дети", приходит меньше бродяг. В эти дни, когда у людей
радостно и светло на сердце, нищим подают больше. "У нас тогда для тех,
кто пришел, добавка", – смеется Аня.
На завокзальных пяточках, куда добровольцы привозят баки с кашей и
чаем, тоже праздник. В эти дни монастыри, которые помогают с кормежкой,
жертвуют яйца, куличи. Ведь эти чумазые, с изнуренными и тоскливыми
лицами, люди тоже любят что-нибудь вкусненькое. "Можно, если денег нет,
или сомневаетесь, дать неосвященное яичко – ну, просто потому, что не
принято скорлупу выкидывать, – или что-нибудь вкусненькое. Они же очень
радуются. Иногда, – рассказывает Анна, – угощают бездомных, а они
приходят и нас угощают. Две конфетки мне как-то человек принес".
Только вот, чтобы было, чем угостить, подумать надо заранее. Как,
впрочем, и о денежном пожертвовании. "Лучше всего, – советует
протоиерей Александр Лаврин, – если есть какая-то мелочь отделенная.
Когда я могу просто из кошелька вынуть и подать, не глядя, сколько и
чего, потому что это мелочь у меня на нищих. Если я не позаботился об
этом, то, понятно, сотню вынимать и давать – ни мне не полезно, ни
нищему. Потому что у меня это будет гордость и тщеславие вызывать, а
нищему, когда он будет получать копеечки после этой сотни, будет
совершенно неинтересно. Поэтому для нас, христиан, лучше, выходя из
дома, заранее внутренне о нищих позаботиться".
|