Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Более тысячи лет встречи посланников православного Востока и
католического Запада формируют одну из главных пружин истории. Это
происходит с того самого момента, как христианский мир распался на
Западное и Восточное христианство. И длится поныне, несмотря на то, что
еще недавно многим казалось, что религия со дня на день отомрет, а мир
достигнет разумного равновесия во всем.
Религия вернулась в мир, не очень готовый к этому возвращению.
Светское сознание спотыкается на новости, которая больше напоминает
средневековую хронику: правитель Белой Руси (Александр Лукашенко),
которого в Европе недавно именовали не иначе как "последним тираном",
едет в Рим после часовой аудиенции у патриарха Московского по личному
приглашению папы Римского.
История контактов Запада и Востока сложная. Никогда нельзя точно знать, чем кончится та или иная инициатива.
В 1054 году папские посланники оставили на алтаре Святой Софии,
главного православного храма тогдашнего мира, грамоту с проклятиями. Им
вслед патриарх Константинопольский послал ответную анафему. Повод был
ничтожный. Таких конфликтов было много и прежде. Этот исчерпать не
смогли и не захотели.
С этого момента граница Запада и Востока прошла по линии церковного раскола.
Безвозвратным раскол стал после 1204 года – тогда крестоносцы Запада
взяли штурмом Константинополь, убили множество православного народа и
украли многие святыни. Некоторые ученые считают, что именно тогда в
Турин переместилась знаменитая плащаница. На 60 лет католики Запада
утвердили здесь Латинскую империю, а патриарха изгнали.
Русь в те времена была лишь частью гигантского православного Востока.
Церковное предание утверждает, что новгородский князь Александр
Невский в XIII веке сформулировал главное религиозно-политическое
завещание Руси после встречи с папскими посланниками, обещавшими ему
военную помощь против Орды в обмен на признание папы. "Латинщики хуже
татар", – цитирует князя Александра летописец, намекая нам, что с
Востоком Руси договориться легче и дешевле, чем с Западом, который все
равно обманет.
Собственно говоря, наша политическая история при желании может быть
описана в этих понятиях. Одни считают, что лучше обобщенные латинщики,
другие – что собирательные татары.
В 1439 году произошла первая и последняя на сегодняшний день встреча
предстоятеля Русской церкви с папой Римским. Митрополит Исидор во
Флоренции подписал договор с католиками – унию, по которой православные
всего лишь признали главенство папы. Служба, язык, обряды оставались
прежними. С этим политическим достижением Исидор вернулся в Москву.
Когда он за обедней помянул папу, великокняжеская семья и весь народ
молча вышли из храма. Исидор бежал и умер кардиналом в Риме.
Пока мы азартно строили социализм, Константинопольский патриарх
Афинагор от имени всех православных помирился с папой. С тех пор на
одном из афонских монастырей висит полотнище: "Православие или смерть".
И большинство вчерашних комсомольцев разделяют этот тезис буквально.
Никогда еще не было такого единодушия между католиками и
православными по многим политическим, этическим и моральным вопросам,
как с момента избрания папы Бенедикта. Но это единодушие впервые в
истории не грозит ни новой унией, ни перекройкой религиозных границ.
|