Газета «Наш
Мир» США - страна новообращенных: примерно половина взрослых американцев (по
разным опросам - от 47 до 59 процентов) хотя бы раз в жизни меняет
вероисповедание. Как правило, это описывается как постепенный отход от
наивной детской веры. Но причины этого неодинаковы у католиков, у
протестантов и у тех, кто не относит себя ни к одному вероисповеданию.
Как правило, католики уходят из своей Церкви потому, что перестали
разделять ее учение. Протестанты меняют одну конгрегацию на другую
просто в зависимости от личных обстоятельств. А в «неопределившиеся»
уходят обычно не потому, что утратили веру в Бога, а из разочарования в
конкретных религиозных лидерах и институциях. Таковы данные
Исследовательского центра Пью.
«Современная религиозность - это
«богословие шведского стола», - говорит Майкл Линдсей, специалист по
социологии религии из Университета Райса. - «Это кризис
организованного, церковного христианства, которое широко распахивает
парадный вход для новообращенных, а для выхода отводит неприметную
дверку с черного хода».
«Хотите посмотреть, как работает
действительно свободный рынок? - Поглядите на конкуренцию религий в
США», - вторит ему Луис Луго, директор Форума Пью.
Исследовательский
центр Пью в 2007 году провел исследование «Текучая вера: Изменения в
религиозном самоопределении американцев» на основе опроса 35 тысяч
человек. Тогда выяснилось, что 44% американцев ушли из той веры, в
которой выросли.
В 2009 году 2800 респондентов опросили вновь,
сосредоточившись на тех, кто резко менял веру: бывших католиках, бывших
протестантах, на тех, кто перешел из одной протестантской конгрегации в
другую и на выросших в нецерковных семьях, а ныне относящих себя к
определенному вероисповеданию. Оказалось, что религиозная «текучка
кадров» даже больше, чем предполагалось: по крайней мере каждый шестой
из тех, кто ныне принадлежит к вере своего детства, покидал ее, но
впоследствии вернулся. Почти две трети из тех, кто был воспитан в
католичестве или протестантизме, а ныне себя ни к какому
вероисповеданию не относит, меняли веру по меньшей мере дважды. 32%
бывших протестантов, а ныне нецерковных, сказали, что переменили
вероисповедание три раза или больше.
Религиозные искания связаны
и с возрастом. Большинство тех, кто оставил веру своего детства,
сделали это до достижения 24 лет, а к своей нынешней вере пришли до
36-летнего возраста.
Тех, кто в итоге остался вне любых
деноминаций, становится все больше: сейчас «нецерковными» называют себя
16% американцев, и 7% выросли в нецерковных семьях. При этом атеистов и
агностиков - всего 4%, а треть «нерелигиозных» прямо говорит, что
просто не нашли себе религии по своему вкусу. Джон Грин, политолог
из Экронского университета (штат Огайо) , называет большую часть
«нецерковных» «неудовлетворенными потребителями». «Большинство из них
не имеет ничего против религии в принципе. Им просто не понравилась та
вера, которую они разделяли, или они разуверились в ее учении», -
поясняет он.
Примерно половина «нецерковных» считает
приверженцев организованных религий лицемерами, людьми неискренними и
неглубокими. Многие также полагают, что все Церкви уделяют слишком
много внимания всевозможным правилам, или считают, что религиозные
деятели слишком любят деньги и власть. Около четверти бывших католиков
покинула свою Церковь в том числе и из-за скандала с совращениями
малолетних представителями католического духовенства. |