Газета «Наш
Мир» Актуальнейший вопрос современности, господа и дамы! Вообще, вопрос всех времён и народов. Потому что деньги – это, возможно, и не «наше всё», но «наше многое» несомненно. Деньги несут множество функций. Главные из них (на мой взгляд) – быть мерилом, оценочным инструментом нашей деятельности, а также, в соответствии с мнением классиков, эквивалентом товаров и услуг.
Однако уже неоднократно каждый столкнулся с тем, что больно мерило субъективное оказывается порой. Вообще, человеческая натура мирится с тем, что сантиметр и метр всегда должны означать определённое расстояние, килограмм – определённый вес, а минута – время. Похоже, что попытка ввести деньги была предпринята вслед за довольно успешным введением единообразия в мире физики. Однако, следует признать, с деньгами этот фокус педантов не прокатил!
Пока меряем метры или килограммы, всё более-менее ясно. Но как только очередь приходит измерять количество работы в деньгах – наступает полоса иррациональных решений. Действительно, ещё куда ни шло измерять труд землекопа – от забора до заката столько-то метров канавы. Однако землекоп землекопу рознь, лопаты, однако, тоже разнятся, а уж какие грунты попадаются, вы только спросите об этом опытного землекопа – разговоров будет на полдня с перекурами!
Тема нормирования и оплаты труда – самая болезненная для всех кадровиков и руководителей. Чего хочет работник? Чтобы оклад был побольше, работы поменьше и благосостояние неуклонно росло, больничные давали и в отпуск, непременно оплачиваемый, и непременно летом!
А чего хочет руководитель? Чтобы план не горел синим пламенем от перекуров сотрудников, чтобы на больничные не уходили толпой, как на корпоративную вечеринку, чтобы заказчики не ждали по две недели продукцию, которую должны были получить вчера.
Есть ещё одна деликатная сфера, о которой даже заговаривать порой опасно. Оплата труда творческого. Вот придумал человек штуку такую, за которой народ в очередях давиться будет и записываться в пять утра. Но придумать мало – другой человек эту штуковину произвёл, а третий продал – кому и как за это дело платить дОлжно? Опять же – одна штука (например, тамагочи японские) народу понравилась весьма, но ненадолго, а вот ложечка для обуви несколько меньше фурора произвела, а десятилетиями мало кто без такой безделицы живёт. Опять же, сценарий блокбастера или «Евгений Онегин» – как сравнивать, на основании чего оплату производить – построчно, за количество знаков или как-то ещё?
Вот и объясните мне, «кто матери-истории» ценнее? Молчите? Вот и я не знаю. Оплачивать ли труд дизайнера за сделанную работу или за потраченное время? А если работы нет, и он не виноват? А повремённо – так куда ему спешить? Ну, и что, что заказчики просят побыстрее, он не может тяп-ляп скоренько! В общем, куда не глянь в творческой сфере – один сплошной вопрос.
Прошлым летом один знакомый мне сказал: «А знаешь, будет кризис!».
На мой закономерный вопрос «Почему?» ответил: «Потому что годовой контракт мужика, за мячиком бегающего, уже превысил стоимость средней руки промышленного предприятия вместе с окладами всех его сотрудников. Кто ж работать захочет, все будут стремиться за мячиком бегать!»
Может, довольно неграмотно экономически этот мой приятель рассуждал, однако есть в его рассуждении некоторая сермяжная мужицкая правда... Если все в модели подадутся, а в ткачихи только неудачницы, что ж тогда? Представляете пальто из ткани, сотканной неудачницами, ими же сшитое и проданное? Это ж сколько отрицательных эмоций и злобы на свою горькую долю на таком пальтишке осядет?
И всё-таки, за что деньги платят? Сегодня? А как и во все времена – за незаменимость. За золотые руки, за трезвость как норму жизни. И за индивидуальность тоже платят. Да? А за подхалимаж, нахальство и гонор? Разве не платят? Платят и за это. Потому что и эти качества работника кому-то оказываются ох как нужны. Бывают, платят за родство, за психологическую зависимость, за любовь. А вот не платят – за серость и лень.
Как не платили, так и не платят.
|