Газета «Наш
Мир»
Откуда берётся мораль? Есть ли у нас
какие-то врождённые ограничения и запреты или только воспитание придаёт
нам так называемые “моральные принципы”? Ответ на этот вопрос
существует. Ещё около 60 лет назад Конрад Лоренц, открыв первые
стратегии “морального” поведения у животных написал книгу «Мораль в
мире животных». С тех пор исследования в этой области продвинулись
далеко вперёд, были открыты разнообразные инстинктивные запреты у
животных, как высших, так и низших.
Люди уже давно знают что животных не
чужда мораль. Перед глазами человечества всегда была собака, которой
легко привить некоторые морально-этические ограничения человека,
которые ей исходно совершенно чужды. Вам не нравится что она ест пишу
которую может сама найти в доме – она не будет. Не хотите чтобы она
запрыгивала на кровать — пожалуйста. Вы против, чтобы она играла
игрушками ребёнка – и этого она не будет делать. Более того, она ещё и
будет переживать, если нарушит запрет. Она может даже сама запрещать то
же своим щенкам. Но дело не ограничивается понятливостью и послушанием.
Помимо привитых нами правил, собака имеет и врождённую программу, во
многом перекликающуюся с нашими представлениями. Нам нельзя бить
ребенка — собака не может применять силу к щенку. Нужно выручать друга
в беде — собака умрет за друга. Нужно защищать своих, свой дом — так же
поступает и собака.
Что же это такое – “мораль” животных? И
откуда она берётся? Это запрограммированные ограничители
поведенческих программ, которые одновременно могут являться совершенно
обычными в других ситуациях. Всё просто – для выживания вида нужно было
чего-то не делать и если условие не выполнялось, то
вид либо исчезал полностью либо постепенно исчезали те его
представители, которые нарушали столь необходимые для выживания запреты.
Один из самых распространённых запретов у
многих видов – “не убей своего”. Обычно этот запрет работает у очень
хорошо вооружённых животных. В случае же наличия лишь “среднего
вооружения” может встречаться программа послабее – не атаковать своего
без предупреждения, не показав своих намерений, не попытавшись избежать
столкновения. Для применения этих правил животные выработали множество
интересных и красивых ритуалов приближения, демонстрации намерений и
угрозы. Цель одна – избежать ненужных потерь в своём виде в процессе
внутривидовой конкуренции.
Но самое интересное – это именно
инстинктивные запреты на применение смертельного оружия в драке со
своими. Например, волк: он может убить крупного лося одним ударом,
клыками разорвав горло или брюхо. Но он никогда не нанесёт этого удара
в драке с другим волком – он бьёт клыками по губам, разбивая их в
кровь, но не ставя под угрозу жизнь представителя своего вида. Лев
наскакивает на быка с боку и ударом одной лапы ломает ему позвоночник,
одновременно нанося другой лапой с раскрытыми когтями глубокую рану. Но
никогда львы не применяют свой коронный удар в драке с друг другом. Они
бьют друг друга когтями по ушам – очень больно, но совершенно не
смертельно. Обычный домашний кот столкнувшись с собакой или иным врагом
не своего вида, старается выцарапать глаза. В схватке же со своими
сородичами удары сыплются градом, а результат как и у львов –
изодранные уши. Олень бьёт врага рогами в бок – очень сильный и
страшный удар несколькими копьями. Два же оленя бьют друг друга по
рогам или сцепившись ими меряются силой. Таких примеров очень много.
Чем сильнее оружие, тем сильнее мораль.
Два самца ядовитой гадюки, конфликтуя, соревнуются кто сможет встать
выше, пытаются уронить (“унизить”) противника, но ни в коем случае даже
не открывают пасть. Кроме того, их уверенность в соблюдении противником
правил поединка настолько сильна, что они могут даже поворачиваться
спиной к пасти противника, не боясь быть укушенными насмерть. При этом
надо понимать, что конфликты-то реальные и решаемые проблемы для
соперников очень серьёзные – кто займёт лучшую территорию, кто получит
самку, пишу и т.д. Но мощные моральные ограничители не дают соперниками
ставить под угрозу выживание вида.
Что же с человеком? Вот тут и начинается
самое интересное. Человек – существо вооружённое крайне
слабо. Два человека, дерущихся голыми руками, практически не несут
смертельной угрозы друг другу. Один из сражающихся скорее устанет и
уступит, чем противник его убьёт. Результат закономерен - у человека,
как и у многих других слабовооружённых животных, практически
отсутствуют инстинктивные ограничения на свои действия в драке. Тут нужно немного остановиться и ещё раз чётко понять одну
мысль – грубо можно сказать так – животные делятся на два класса:
сильновооружённые с сильной моралью “не убивать своих” и
слабовооружённые со слабой моралью. Всё – третьего не дано. С человеком
же сложнее – врождённой морали, останавливающей от
убийства, нет, а средства есть. Причем с момента каменных топоров они
становятся всё лучше и лучше.
Человечество пытается компенсировать
отсутствие врождённого запрета осмысленным воспитанием: в драке не
хватай в руки что ни попадя, защищаясь не превышай меры, стыдно
вооружённому конфликтовать с безоружным. А оружие всё совершенствуется
и совершенствуется…
|