Газета «Наш
Мир» На фоне почти фронтовых по характеру сводок о похождениях валют, тревожных рапортов о борьбе с ростом цен и известий с консилиумов о состоянии ипотечного кредитования, обратил ли кто-нибудь внимание на промелькнувшее в СМИ скромное сообщение, что в соседнем Кыргызстане разрешено теперь «откосить» от армии за 300 долларов США?
Мы и в более-то мирные времена забивать голову излишним анализом не приучены, «слабо» увязывать воедино разрозненные события и на первый взгляд разноплановые вещи. Ведь, казалось бы, что общего между ничем не схожими: носом, глазом и волосами? А то, что все это части одного организма. Что общего между нежеланием молодого человека исполнять «почетный» воинский долг и, например, коррупцией, или засильем попсы и сериалов по «ящику» в ущерб более качественным передачам? А ведь это все разные приметы одного по сути явления – упадка культуры в обществе. И думать об этом надо! И думать, и чувствовать, и пылать. Если, конечно, не хотим угодить в число конченых стран, у которых нет никакого будущего. Кризис, точно официально объявленная война, грубейшая оккупация, вошел в каждый казахстанский дом и все силы, какие только есть в обществе, должны объединиться под девизом «мы враги одного врага», объединиться, забыв все, что нас разделяет, всю апатию и отчуждение, под знаком которых прошло наше формирование. Ибо всегда остается площадка, что возносит нас над всеми мнимыми барьерами и противоречиями, скрывающими незамысловатый, но упрямый факт, что, в конце концов, мы все – один народ. Есть и у государства, и у общества верный и безотказный щит и меч – это культура. Как третья сила, не признающая ни правых, ни левых, ни верхи, ни низы, ни разность воспитаний, вкусов, взглядов. Культуру очень часто путают с искусством, но она выше искусства – она фундамент и воздух для него. Она выше образования, обычаев и нравов. Это совокупность мировоззрения и мироощущения, стиля жизни и идеалов общества. От того она гарант национальной безопасности. Ибо учит нас смотреть и определять свою цель. Она делает точной и сильной руку, направляющую стрелу в эту цель. Она укрепляет дух в способности презирать свои слабости и внешние препятствия. Культура, точно церковь – для нее нет праведников и грешников, падших и святых, ибо в каждом она провидит его лучшее, его высшую суть. Кто-то сочтет это наивным прекраснодушием. Кто-то – умением прозревать сокрытые от других истины. С одним и тем же человеком происходят подчас поразительные метаморфозы. В зависимости от того, пребывает ли он в силовом поле культуры. В российской передаче «Час сенаторов» прозвучало недавно прелюбопытное наблюдение: человек на Родине зарекомендовавший себя бессовестным коррупционером, едва переехав в Европу, ведет себя как образцовый, законопослушный джентльмен и бизнесмен. В Европе действует негласная мораль: обманывать государство неприлично и страх уронить себя в общественном мнении совершает чудесное преображение с еще вчера вороватым российским чиновником. Животворную энергию культуры с ее непререкаемыми табу и идеалами заменить целиком и полностью законодательством, что опирается лишь на страх наказания, никак нельзя. Законодательство не в силах внушить энтузиазм, благоговение и восторг. А без этого невозможно. «Преобладание недоверия в обществе равносильно введению дополнительного налога на все формы экономической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем доверия». Ах, какую сильную фразу сказал Френсис Фукуяма! Возвращаясь к «откосу» от армии. Не коррупция главное зло и не она корень всех зол, а деидеологизация или одичание общества, утратившего идеалы. Одичание похоже на размягчение ума, оно мешает нам видеть, что не существует отдельно проблемы коррупции, проблемы экологии, наркотиков и т.д. Как не бывает отдельно кривого позвоночника, плохого сердца, больных почек и т.п. Есть просто ослабленный организм с разрушенным иммунитетом и проблемой этой надо заниматься в целом. Но решать ее только репрессивными методами, только хирургическим путем – так никаких органов не напасешься. Да и скальпелей тоже. Разве уголовное наказание заставило казахов гостеприимно распахивать двери ссыльным народам или другим страждущим? Ведь нет же. Был всего лишь неписаный кодекс, запечатленный в культуре нации и свято соблюдавшийся и в самые суровые времена «гость – божий посланец». Юрий Домбровский, писатель и политссыльный, со слезами на глазах вспоминал многодетную казашку, делившуюся с ним последней лепешкой. Леонид Броневой, Мюллер из «Семнадцати мгновений весны», ужасался термину «лицо кавказской национальности». Да если бы не кавказцы, узбеки, казахи, десятки миллионов эвакуированных в войну умерли бы с голоду, говорил он. Генетически мы прямые потомки тех казахов. Гены те же, но силовое поле культуры, в котором мы нынче обитаем, имеет, несомненно, знак минус. Ведь сколько беспризорных детей, при живых родителях сирот, брошенных в детдомах, сейчас в стране. Впору подумать, будто война прошла. Моя мать рано лишилась родителей, но своего горького сиротского положения она не ощутила - односельчане не дали. Сухая буква закона и неотвратимость кары не способны возместить обществу утрату «нравственного закона внутри нас?». Родину не заставишь любить и беречь из-под палки. Есть вещи, которые идут лишь от душевной переполненности, от переизбытка любви. Так мало в наши дни этой любви, что ей не под силу спасти даже институт семьи. А что уж говорить про ощущение, что огромное общество – та же семья. Слава Богу, что есть право на оппозиционность, но рассчитывать исключительно на этот фактор было бы крайне неверно. Важнее другое: есть ли в обществе единые критерии истины и добра, и преобладает ли в нем единство над разобщенностью. Сейчас, перед лицом войны, которую развязал против нас глобальный кризис, вдвойне необходимо встретиться на площадке культуры, чтобы подняться над всеми частными, второстепенными различиями и вспомнить, что мы все – прежде всего люди. Культура – это ресурс, что не убивает, но только возрастает, чем чаще и смелее к нему обращаешься. Но сколько пишу, ровно столько же и слышу: дайте вначале навести порядок в политике и экономике. Культура – потом. Вот так и делаем бесчеловечную экономику и непонятную политику, ибо их не подпитывает наша внутренняя культура. Культура – вещь первейшей необходимости и практичнее, чем что-либо другое. Она - общий огонь, горящий в каждом сердце и стержень, что позволяет тянуться вверх и видеть дальше имеющегося настоящего…
|