Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В последнее время интенсивно обсуждается тема реинтеграции на
постсоветском пространстве. Некоторые политики и эксперты высказывают
мысль, что нынешний кризис может стать тем самым экономическим
стимулом, который активизирует этот процесс. Это – сложный вопрос.
Кризис – это явление не только злободневное, но и противоречивое. И
последствия, которые он производит в нашем ближнем окружении – в
странах СНГ – тоже имеют противоречивый характер.
Прежде всего следует заметить, что по разным странам он ударил
неодинаково. Кстати говоря, кризис ударил и по Российской Федерации.
Наша страна тоже испытывает серьезные трудности. Несмотря на все усилия
правительства и властей на местах, у нас растет безработица. Прежде
всего сокращается некоммерческий сектор. Очень серьезные проблемы
остаются в финансово-банковской сфере – дороговизна кредитов и реальное
отсутствие наличной массы оборотных средств отнюдь не благоприятствуют
вложению инвестиций, а также расширению производства.
В кризис ищут самые разные возможности для выживания
Внешние рынки фактически закрылись. Я имею в виду внешние рынки
заимствований. К тому же очень серьезный спад наблюдается на
традиционных рынках, где мы присутствовали как экспортеры. Пошли вниз
цены на нефть (а вслед за ними – и на газ). Очень серьезные проблемы
связаны с металлопрокатом и металлургией вообще. В общем, налицо спад.
В т. ч. и в абсолютных цифрах – с точки зрения производства ВВП. Это –
одна тенденция, которая вроде бы не дает слишком много поводов для
оптимизма в отношении более активной политики в ближнем зарубежье.
Но есть и другая тенденция, которая связана с тем, что кризис носит
всеобщий характер. Во-вторых, он действует на разные экономики
по-разному. Мы видим, что все ищут возможности для выживания в
неблагоприятной ситуации. Беларусь, которая привыкла до этого
заимствовать только у России, сейчас, впервые за многие годы, вышла на
другие рынки кредитования и уже получила первые транши от МВФ. Правда,
в обмен на принятие очень жестких мер посредством госрегулирования.
Украину же, наоборот, в последнее время не назовешь страной,
благоприятной с точки зрения реализации двусторонних экономических
проектов. Тем не менее Киев (не прекращая поиска средств на Западе и не
оставляя свой прозападный курс, заданный президентом Ющенко)
одновременно в лице правительства Тимошенко обращается к России с
просьбой о кредите.
Проблема в том, как поддержать своих потенциальных союзников не в ущерб себе
Т. е., несмотря на известные обстоятельства, у более слабых экономик
возникает желание прибегнуть к помощи России. Они несамодостаточны и,
естественно, вынуждены искать помощь за рубежом. И здесь возникает
вопрос: как отнестись к такого рода запросам? Сказать «это – ваши
проблемы: выпутывайтесь, как хотите, мы и сами сейчас заняты» или же
все-таки искать способы поддержать отдельные страны СНГ в расчете на
то, что это станет прологом к нашему сближению в целях совместного
процветания? С последней идеей выступает ряд членов правительства, в т.
ч. министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
На мой взгляд, эта идея отвечает точке зрения руководителей
государства. Сейчас вопрос лишь в том, хватит ли у нас умения и
способностей для того, чтобы реализовать эту тенденцию. Чтобы,
во-первых, не прекращая усилий по поддержанию собственной экономики,
найти возможности для продвижения наших интересов в странах СНГ. Но,
естественно, сделать это таким образом, чтобы это было выгодно не
только нам, но и тем государствам, с которыми мы намечаем сближение. В
этом плане у нас наметилась некоторая пробуксовка. С одной стороны, мы
хотели бы всем этим заниматься. Но, с другой стороны, не готовы идти на
какие-то жертвы, выстраивая длинные цепочки взаимосвязей, когда дело
касается продвижения наших интересов на далекую перспективу.
Нужно сделать так, чтобы в СНГ к власти приходили пророссийские политики
К тому же целый ряд представителей политических элит продолжает
бояться усиления РФ на постсоветском пространстве, поэтому они ищут
партнеров где угодно, но только не в России (это касается недавнего
решения Украины по модернизации своей ГТС), чтобы не попасть в
какую-либо зависимость от РФ.
Надо понимать, что такого рода подозрительность и неприятие – это
объективная реальность, и ее надо принимать в расчет. На мой взгляд,
России нужно всеми силами стараться, чтоб пророссийские политики
приходили к власти в этих государствах, становились депутатами
парламентов и министрами. Естественно, что все это следует делать, не
нарушая суверенитета соседних государств. Конечно, такого рода
деятельность никогда у нас не прекращалась. По своему роду она не может
и не должна быть афиширована (этим занимаются все без исключения
государства в рамках своей национальной стратегии). Однако в
современный период на это следует обратить особое внимание.
Нужно как можно быстрее ликвидировать тот пробел, который связан с
активностью в некоммерческом секторе (среди неправительственных
организаций). Речь прежде всего идет о странах Прибалтики, Белоруссии,
Украине, Молдове, Армении. В какой-то степени – об Азербайджане,
Казахстане. И в меньшей степени – об Узбекистане, Туркмении и
Таджикистане. Не говоря уже о Грузии, где наши усилия сегодня вряд ли
будут приветствоваться. В случае же со среднеазиатскими государствами
мы имеем режимы, при которых роль и значение общественных организаций
носят исчезающе малый характер. Здесь было бы правильнее заниматься
работой с политической элитой, прибегая к формам клубной дипломатии.
Наше государство должно помочь реализовывать некоммерческие программы в СНГ
Но это, опять же, дело не только государства, но и российского
общества. Впрочем, я не убежден, что последнее в достаточной степени
мобилизовано на подобную деятельность. К тому же данная сфера первая
пострадала от кризиса, потеряв своих спонсоров. Речь идет о
благотворительных, общественных и некоммерческих программах. Все они
оказались в уязвимом положении. Надеюсь, что государство обратит на это
внимание. Поскольку без определенных мер поддержки со стороны
государства негосударственный сектор просто не выживет в кризисных
условиях.
Я не согласен с бытующим убеждением, что во время кризиса такие
традиционные игроки на постсоветском пространстве, как США и ЕС,
ослабили свое внимание к этому региону. Просто их внимание стало более
избирательным и сфокусированным. Они внимательно следят за политической
повесткой в государствах СНГ. Мы видим, что те западные центры и фонды,
которые были созданы за последнее время на Украине, а также грантовая
поддержка только выросли. Вероятно, что в более благоприятных
экономических условиях эта «поддержка» выросла бы в еще большей
степени. Но даже сейчас Запад осуществляет достаточно внушительную
программу. Скажем так: в объеме эта «поддержка» по сравнению с
предшествующим годом только выросла. Так что России не следует
рассчитывать на то, что кто-то в условиях кризиса будет делать нам
поблажки и откажется в нашу пользу от конкуренции и борьбы за влияние.
Этого не произойдет – нужно самим действовать активнее.
Категория: Бывший СССР |
Просмотров: 584 |
Добавил: nashmir
| Рейтинг: 0.0 |
|