Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Одним из первых зрителей фильма Рона Хауарда стал кинообозреватель "КП"
Также снятый Хауардом "Код ДаВинчи" был очень почтительной
экранизацией бестселлера Дэна Брауна. Режиссеру явно не хотелось быть
растерзанным многомиллионной толпой фанатов одной из самых читаемых
книг всех времен, поэтому он дал "конспект" романа – беглый и
неубедительный. Помню, как сцена, в которой профессор Лэнгдон (Том
Хэнкс) объявлял героине маленькой, забавно картавящей Одри Тоту, что
она является прямой наследницей Иисуса Христа, вызвала на каннской
премьере фильма взрыв хохота. С треском провалившись у критики,
картина, тем не менее, собрала 750 миллионов долларов, тем самым
обеспечив возможность следующей экранизации – "Ангелов и демонов".
Из художественного провала "Кода ДаВинчи" умный и
высокопрофессиональный режиссер Хауард сделал свои выводы. Новый фильм
уже совсем не так рабски следует в фарватере книги Брауна. Так,
некоторые ее персонажи просто не попали на экран, других Хауард со
сценаристами решили помиловать (в частности, выживет один из четырех
кардиналов, хотя у Брауна все гибли). Пропущена пошловатая
мелодраматическая линия любовных отношений Лэнгдона со швейцарской
ученой Витторией. Изменены некоторые узловые моменты книги и даже финал
(!) – все в угоду большему динамизму и драматической стройности
кинофильма, существующего по другим законам, нежели литературное
произведение.
В результате получился ловкий, быстрый, жесткий, крепко сделанный
триллер – в отличие от "Кода ДаВинчи" решительно не оскорбляющий
интеллект, но и не претендующий на глобальные философские обобщения.
По сюжету пробравшийся в высшие сферы Ватикана представитель
гонимого ордена Иллюминати, отравив действующего Папу Римского,
похищает четырех кардиналов, претендующих на папский престол. И колбу с
антиматерией, взрощенной в недрах андронного коллайдера, что в
Швейцарии. Пока спешно вызванный из Гарварда профессор Лэнгдон идет по
следам коварного инкогнито, тот зверски убивает кардиналов,
предварительно клеймя их чахлые и немощные тела символами, означающими
землю, воду, воздух и огонь. А в качестве апофеоза намеревается
взорвать Ватикан при помощи украденной антиматерии. Делает это он в
отместку за многовековые притеснения церковью науки в целом и ордена
Иллюминати в частности.
Тема сложных отношений науки и религии деликатно обозначена в
картине, нисколько не отвлекая внимания от детективной интриги. "Наука
еще слишком юна, чтобы понять некоторые вещи, – говорит один из героев
фильма. Поэтому неудивительно, что иногда церковь насильно пытается
заставить ее притормозить.
Разумеется, картина, в которой кардиналов мочат (в прямом и
переносном смысле слова), отдают на съедение крысам и сжигают на костре
(причем куда более убедительно и натуралистично, чем в "Тарасе Бульбе")
не может не вызвать противоречивые чувства у католической публики. Да и
виды мертвого Папы с вывалившимся изо рта распухшим синим языком вполне
могут показаться верующим чистейшим святотатством. Как и самая мысль о
том, что церковь в состоянии порождать демонов-истребителей, столь
легко и непринужденно прикидывающихся ангелами-хранителями.
Неудивительно, что руководство Ватикана категорически не одобряло
съемки картины и даже в последний момент, несмотря на предварительную
договоренность, отказалось предоставить для вечеринки после премьеры
одну из своих вилл.
Ватикан призвал к бойкоту "Ангелов и демонов"
Аккурат за день до мировой премьеры "Ангелов и демонов" один из
римских епископов обратился к городу и миру с воззванием бойкотировать
это произведение, наносящее, по его мнению, ущерб репутации
католической церкви. Фильма епископ, понятное дело, не видел, хотя, как
заявил на пресс-конференции режиссер Рон Хауард, он неоднократно
предлагал высшим иерархам Ватикана с ним ознакомиться. Их отказ сильно
огорчил постановщика.
"Я не удивлен, но разочарован, – признался он. – Если вы считаете,
что наш фильм оскорбит ваши религиозные чувства, не ходите его
смотреть!".
"Да! – горячо поддержал режиссера его старый друг Том Хэнкс. – Оставайтесь дома!"
После чего с мастерством прирожденного комика призвал оставаться
дома и всех поклонников автомобилей "Фиат", поскольку герои картины
ездят на машинах марки Lancia.
– "Код ДаВинчи" тоже вызвал скандал, однако все остались живы, все
как ходили, так и ходят в церковь по воскресеньям. Так же будет и с
"Ангелами и демонами", – резюмировал Хэнкс.
На вопрос пустят ли его теперь на экскурсию в Ватикан, актер, не
задумываясь, отвечал, что не пустят только в том случае, если он
наденет шорты (что строжайше запрещено).
Присутствовавшего на пресс-конференции Дэна Брауна, разумеется, не
могли не спросить о его новом романе. Популярный сочинитель отвечал,
что ни слова о нем не скажет, кроме того, что все действие книги
охватит короткий временной промежуток в 12 часов.
"Надеюсь, что однажды она окажется в руках Рона Хауарда, и он снимет
по ней такой же отличный фильм, как "Ангелы и демоны", – добавил он.
– Хотел бы я, чтобы действие происходило на Багамах! – мечтательно
протянул шутник Хэнкс, которому в новом фильме пришлось много бегать по
Риму, где, по его словам, нет ни одного ровного камня на мостовой, по
каковой причине он ежеминутно рисковал сломать себе шею. Измученный на
съемках суперстар предложил Дэну Брауну такое начало его следующего
романа:
– Так и вижу первую сцену: мой герой, Роберт Лэнгдон расслабляется в гамаке...
Браун дал понять, что такое начало ему не подходит, но заверил
собравшихся, что киноверсией "Ангелов и демонов" он очень доволен, и
все изменения, предпринятые сценаристами, целиком и полностью принимает.
Своего отношения к церкви Хэнкс не скрывал: "Поскольку мои родители
постоянно разводились и сходились с новыми партнерами, я с детства
посещал самые разные церкви, все они вызывали у меня восхищение." В
результате актер остановился на греческой православной церкви, в
которой крестился по примеру своей жены. Дети в семействе Хэнксов тоже
православные.
На вопрос, стал бы он сниматься в картине вроде "Ангелов и демонов",
если бы она критиковала не католическую, а православную церковь, Хэнкс,
не моргнув глазом, отвечал утвердительно. Вслед за чем поведал публике
занятную историю о том, как во время съемок рядом с римским Пантеоном,
он заметил застрявшую в пробке женщину в свадебном платье. Та пребывала
в отчаянии, поскольку опаздывала на собственное бракосочетание. Тогда
один из самых высокооплачиваемых голливудских актеров остановил съемку,
вытащил невесту из авто и самолично сопроводил ее к месту свадьбы. Всю
дорогу Хэнкс, как паж, нес за невестой фату, чтобы она не волочилась по
тротуару. Девушке показалось, что она попала в какую-то голливудскую
сказку.