Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Мусульмане
с большим опозданием вошли в информационную цивилизацию, созданную
европейцами. Телевидение, интернет, а кое-где и радио, только в
последние десятилетия начали распространяться на исламском Востоке. В
то время, как в самой Европе первые СМИ в виде простеньких регулярных
газет начали появляться более 400 с лишним лет.
Именно газеты, а затем и радио, кино, телевидение и интернет позволили
западному миру добиться такого могущества и влияния на умы своих
сограждан и жителей других регионов. История появления первых
мусульманских газет отражает то, насколько умма отстала от Запада в
освоении и использовании такого мощного просветительского и
политического ресурса, как печать.
Рождение газеты
Современная газета – это европейское изобретение. Старейший прямой
предок современной газеты - это, по-видимому, рукописные листки
новостей, которые получили широкое хождение в Венеции в XVI веке.
Венеция, как и прочие города, сыгравшие существенную роль в истории
становления газеты, была центром мировой торговли, а потому и первых
потоков политически и экономически значимой информации.
Венецианские листки новостей, известные под названиями «авизи» (avizi) или «газете» (gazette),
сообщали о войнах и политической жизни в Италии и Европе. Начиная с
1566 года, они выходили еженедельно, и некоторые их выпуски попадали
даже в Лондон. С начала XVII века момента печатная газета быстро
распространилась по всей Европе.
Печатные еженедельники появились в Базеле (1610), во Франкфурте и Вене
(1615), в Гамбурге (1616), Берлине (1617) и Амстердаме (1618). Первая
печатная газета в Англии появилась в 1621. Франция получила собственную
газету в 1631 году. Первая еженедельная газета в Италии стала
печататься, по крайней мере, с 1639 года, в Испании - не позднее 1641
года.
В то же самое время мусульманский Восток продолжал жить своей
традиционной, размеренной жизнью, не подозревая о том, какая революция
вызревает на европейском континенте. В итоге, за два последующих
десятилетия газета, как первое массовое средство распространения
информации, превратилась в ключевой движитель европейского
политического развития, укрепления демократических настроений,
распространения грамотности и общественной осведомленности.
Газета, как порождение реформ
Вполне естественно, что исламский мир впервые столкнулся с газетой
после начала активного военного, экономического и политического
проникновения европейских держав на Восток. Первой мусульманской
страной, которая попыталась перенять у Европы это полезное новшество,
оказался Египет, формально являвшийся провинцией Османского султаната.
И то, когда столкнулся с жесткими реалиями европейской оккупации.
В конце XVIII века Египет был оккупирован французскими войсками.
Иностранный режим вызывал недовольство египетского народа, по всей
стране полыхали, в провинциях разгоралась партизанская война. В 1801
французы капитулировали перед англо-турецкими войсками, и формально в
Египте была восстановлена власть Османского Султаната.
В 1804-05 годах в Каире происходили народные восстания против турецких
янычар и мамлюкских феодалов. Восстание 1805 года увенчалось победой
при поддержке командира одной из частей турецкой армии албанца
Мухаммада-Али, который в мае 1805 был провозглашен правителем Египта.
Со времени утверждения Мухаммада-Али в качестве египетского правителя
Египет достиг заметных успехов в своем экономическом и культурном
развитии. Он преобразовал государственный аппарат и устроил
министерства по европейскому образцу (военное, финансов, торговли,
просвещения и т. д.). Для нового государственного аппарата, армии и
развивающейся промышленности нужны были образованные люди.
С этой целью был открыт ряд светских общеобразовательных и специальных
школ; практиковалась посылка молодых египтян для обучения в Европу.
Поощрялось внедрение научных и технических достижений стран Европы на
египетской почве. В это же время была основана первая типография,
возникло книгопечатание. А в 1827 году начала издаваться первая
египетская газета.
Как газета Султанат «подрывала»
В самой Турции первая мусульманская газета появилась лишь в 30-е годы
XIX века. Это был всего лишь реестр декретов и распоряжений султана, а
также описание придворных праздников. Подлинные турецкие газеты
появились лишь в 60-е годы 19 века в Лондоне, где их издавали турецкие
эмигранты.
Они имели успех в Турции и оказали влияние на некоторые изменения
порядков в стране, особенно в области обмена мнениями. В то же время
появляются сатирические печатные листки «Убеждение», «Время», «Правда»;
литературные и детские журналы «Литературный архив», «Детское чтение»,
«Школа». В 70-е годы XIX века в Стамбуле уже выходила 81 газета.
16 из этих газет выходили на турецком языке, по одной – на арабском,
персидском, немецком, английском, итальянском, 12 – на греческом, 13 –
на армянском, 4 – на болгарском, 29 – на французском и 2 – на
еврейско-испанском. Именно через эту печатную сеть, за развитием
которой никак уже не поспевала косная султанская администрация, и
происходило распространение в стране новых политических веяний и
настроений.
Поражения в русско-турецких войнах послужили поводом для ужесточения
режима выхода печатных изданий в Султанате, поскольку они уже начали
осознаваться, как основной носитель и популяризатор европейской
культуры. Была даже предпринята попытка введения строгой цензуры. Но
пресса тогда преподала мусульманским правителям свой первый жесткий
урок – развитие информационных каналов нельзя заблокировать, их
развитие можно только опережать и наполнять собственными ценностями и
смыслами. Однако на это дряхлеющий Султанат уже не был способен.
Газета, как просветитель
Что касается России, то здесь приверженцы Ислама, в первую очередь,
татары, намного раньше своих собратьев по вере на Ближнем Востоке
соприкоснулись с достижения европейского просвещения. Тем не менее,
первая мусульманская газета в России «Терджиман» (Переводчик) начала
издаваться с 1883 года, и в течение 20 лет была единственным СМИ такого
рода в России. Главным редактором ее являлся выдающийся мыслитель и
просветитель Исмаил Гаспринский.
Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием
в России, а с началом ХХ века старейшей сохранившейся мусульманской
газетой в мире. Издание просуществовало почти 35 лет и было закрыто
лишь 23 февраля 1918 года.
Газета издавалась 1-2 раза в неделю в небольшом формате и в небольшом
количестве экземпляров, но действие, производимое этим маленьким
листком, было огромно. Под влиянием «Терджимана» открывались в разных
концах России масса новых школ, много благотворительных учреждений,
начиналась литературная деятельность.
Гаспринский был хорошим мастером слова, им был выработан особый стиль,
отличающийся своей простотой, краткостью и ясностью. Это был тот самый
язык, при помощи которого Гаспринский мечтал объединить весь
мусульманский мир. Его вера в осуществление этой мечты была
непоколебима. Газета свободно читалась в Крыму, Стамбуле, Ташкенте,
Баку и Казани.
«Терджиман» на своих страницах освещал политическую, экономическую и
культурную сферы. Газета поднимала такие острые вопросы, как защита
«собственного достоинства», публиковались заметки об уходе крымских
татар в Турцию из-за того, что на родине у них «нет земли». В газете
приводились те редкие случаи, когда женщина смогла стать
популяризатором знаний.
Так, в одном из номеров «Терджимана» за 1892 год напечатано «письмо
мусульманки» Амины Батыршиной «Кое-что об оспе» с примечанием редакции:
«Эта уважаемая мусульманка получила образование в Ташкентской гимназии
и чрезвычайно радует нас добрым желанием распространять свои знания
среди народа».
В ряде номеров «Терджимана» говорилось и о межнациональных отношениях.
Так, в одном из номеров за 1905 год напечатана статья о происшедших в
Баку 6-12 февраля жестоких столкновениях. Призывая к умиротворению
армян и мусульман (азербайджанцев), Гаспринский отмечал, что он не
знает причин кровавых событий, хотя полагает, что «тут не обошлось без
злой провокации, без нашептывания дурных людей».
Гаспринский на страницах издаваемой им газеты обрушивался с критикой
захватнической политики английских империалистов. В эпистолярном
повествовании «Страна блаженства», печатавшееся в «Терджимане» с 1887,
редактор выступал от имени образованного путешественника - муллы Аббаса
из Ташкента. Этот путешественник, будучи в Париже, заявляет, что за «за
англичанами в Египте нет ни права религиозного, ни права родства. Их
пребывание в этой стране покоится только на захвате; этому
сочувствовать никак нельзя».
Уничтоженные ростки
С началом русской революции 1905—1907 годов началось взрывообразное
развитие, как татарской периодической печати, так и кавказской. Однако
еще до этого, в 1903 году Мухаммад-Мирза Мавраев из дагестанского аула
Чох по инициативе известного ученого, педагога и просветителя
Абусуфьяна Акаева из аула Нижнее Казанище открыл в Темирхан-Шуре
типографию под названием «ал-Матбаа ал-Исламийа» (Исламская
типография). На ее базе он приступил к изданию книг на языках народов
Дагестана и Северного Кавказа, а также на арабском и русском языках.
Таким образом, как справедливо отмечал дагестанский революционный
деятель Саид Габиев, Дагестан, «служивший с давних пор очагом
мусульманской культуры на всем Кавказе, слывший даже на Востоке, как
«бахру ль-‘илм» (море науки), как бы являлся большой школой,
выпускающей горскую мусульманскую интеллигенцию - знатоков богословия,
схоластических наук, Шариата и арабской культуры вообще», а в начале 20
столетия становится центром арабо-графического книгопечатания на
Северо-восточном Кавказе.
Особое внимание уделялось художественному оформлению издаваемой
продукции. Так, на конкурсе, состоявшемся в 1955 году в индийской
Калькутте первое место за оформление было присуждено Корану, изданному
в 1913 году в типографии Мавраева. Каждая книга, издаваемая в
типографии, сопровождалась рецензиями авторитетных ученых. И, наконец,
при типографии были открыты редакции газет. В 1913 году впервые была
издана газета «Джаридату Дагестан» («Газета Дагестан») на арабском
языке.
После Февральской революции 1917 года стали издаваться газеты на
национальных языках: «Мусават» (Равенство) на кумыкском языке,
«Аваристан» на аварском языке; «Чанка цуну» (Утренняя звезда) на
лакском языке. Издателем и редактором этих газет был сам
Мухаммад-Мирза. Кроме того, супруга дагестанского революционера Махача
Дахадаева, Нафисат Дахадаева (внучка имама Шамиля), издавала газету
«Замана» (Время) на аварском и кумыкском языках.
Несомненно, и опыт Гаспринского, и опыт Мавраева в начале издания
мусульманских газет свидетельствует о замечательном историческом
моменте, когда сами мусульмане обладали необходимым уровнем знаний об
окружающем обществе, понимания проблем, с которыми сталкиваются
мусульмане, а также осознания приоритетов мусульманского
образовательной и просветительской работы. Именно данное положение
превращало издаваемые ими газеты не в проводники чуждых исламской
культуре идей и ценностей.
Но превращало их в мощный инструмент и канал распространения исламского
просвещения, единения российской мусульманской уммы, продвижения смелых
реформаторских инициатив, порожденных самими мусульманами. Таким
образом, в России мусульманская печать еще на заре становления
превращалась в авангард развития уммы. К сожалению, такое славное
начинание было прервано сменой политического режима в России и все
ростки исламского общественного и политического сознания были
уничтожены кровавым большевистским режимом.
Новый этап в развитии мусульманских СМИ России начался уже в наше время, в эпоху Перестройки.