Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
После публикации в журнале «Минарет» (N 2/2005) статьи «Война
согласно Корану», перепечатанной в газете «Татарский мир» (NN 3-4/2005)
в несколько расширенном варианте, редакция получила многочисленные отклики.
Один из них подвергает сомнению положение о коранической толерантности,
апеллируя к норме фикха, которая предусматривает лишение жизни за
отступничество от Ислама.
Хадис о перемене веры
Указанная норма, разрабатывавшаяся средневековыми
богословами, главным образом обосновывается следующим хадисом,
возводившимся к пророку Мухаммаду: «Убейте того, кто поменяет свою
религию». Данный хадис любят цитировать и современные экстремисты,
выдающие себя за защитников Ислама.
Парадоксально, но этому хадису нашлось место в
книге, носящей весьма благовидное название и выпущенной недавно под
грифом авторитетных духовных инстанций мусульман России, - «Ислам
против терроризма» (М., 2003, с. 141). Комментируя обращение к
указанному хадису/норме, известный российский исламовед Александр
Игнатенко ставит вопрос: «Не является ли это нарушением
конституционного принципа свободы совести?». Поставленный вопрос, надо
полагать, носит сугубо риторический характер. А в свете изложенного в
вышеупомянутой нашей статьи учения Корана о свободе вероисповедания не
менее риторическим звучит и такой вопрос: «Совместим ли таким образом
понимаемый хадис с кораническим либерализмом?»
Ведь Коран, как мы видели в вышеупомянутой нашей
статье, предельно четко, недвусмысленно, утверждает разнообразие
этносов и верований выражением Божией воли, провозглашая религию делом
совести каждого человека и не дозволяя в этом отношении какого-либо
насилия. Вспомним хотя бы такие айаты: «Нет принуждения в вере»
(2:256); «Кто хочет - пусть уверует, / А кто не хочет, пусть
отклонится» (18:29). Разве не сам Коран осуждает насильственное
удерживание людей в тисках какой-либо веры, передавая слова пророка
Шуайба, который в ответ на угрозу соотечественников-язычников покарать
его и его последователей за отход от их религии вопросил: «Поступите ли
вы так, даже если / Вера ваша нам не по душе?!» (7:88).
Отметим также, что хадис об убийстве переменившего
веру, если воспринимать его буквально, без уточнений и ограничений,
чреват абсурдными выводами. Иначе за отход от Ислама казни должны
подвергаться не только взрослые мужчины, но также и несовершеннолетние
дети. Переход язычника или христианина в Ислам также следует карать
смертью. Такой меры заслуживает и человек, который обратился, скажем,
из иудаизма в христианство. Однако сами средневековые факихи, осознавая
эту нелепость, не сочли хадис применимым к подобным случаям.
Пророк Мухаммад никак не мог противоречить Корану,
а Священное Писание, проповедуя религиозную свободу, не говорит о
лишении жизни кого-либо из отпавших от Ислама. В вопросе о
вероотступничестве средневековые богословы прибегли к не вполне
обоснованному обобщению, каковое они сделали и касательно вопроса о
войне с неверными. Ибо, согласно Божиему Слову/Корану и пророческой
практике/Сунне, применение силы в отношении неверных или
вероотступников должно носить чисто оборонительный характер, будучи
приложимым только к воинствующим из них. Не сам отказ от Ислама влечет
за собой наказание, а лишь такой отказ, который сопровождается
присоединением к врагам Ислама, что на современном языке называется
дезертирством или изменой Родине.
Кроме того, хадис об убийстве переменившего веру
относится к категории «одиночных» (ахад) преданий, т.е. восходящих к
одному-единственному передатчику. А такие свидетельства многие
правоведы, особенно среди ханафитов, не считают достаточным основанием
для каких-либо нормативных установлений юридического или догматического
характера.
Обращает на себя внимание и тот факт, что хадис о
перемене веры, хотя и приводится в авторитетном своде от аль-Бухари, не
встречается в другом авторитетном своде – от Муслима. И это при том,
что данный хадис – чуть ли не единственное свидетельство касательно
указанной темы.
Коран о вероотступничестве
Ни одно из коранических откровений не подтверждает
вердикта о смерти как о мере наказания за вероотступничество; скорее,
наоборот - все они свидетельствуют не в его пользу. Конечно, Ислам,
подобно всем остальным религиям, не может не осуждать отход от него.
Однако мусульманское Священное Писание, порицая вероотступников, часто
не упоминает о наказании для них, а если и угрожает карой, то относит
ее исключительно к потусторонней, будущей жизни, но не к настоящей,
земной.
В священных айатах мекканского периода тема вероотступничества затрагивается лишь единожды, в суре 16, согласно которой
Кто отрекся от Бога после веры в Него..,
Раскрывая сердце свое неверию,
На таковых падет гнев Божий,
Им уготовано наказание великое.
(16:106)
И все комментаторы единодушны в том, что под
«наказанием великим» подразумевается Божия кара именно в Судный день. В
том же смысле сказывают и все последующие айаты о вероотступничестве
(их около 10), сошедшие в Медине, где уже утвердилась власть Ислама, и
пророк Мухаммад фактически стал единственным хозяином города. Наказание
исключительно в потусторонней жизни отошедшим от Ислама определяется, в
частности, в айатах 2:217, 3:85-91 и 4:137. И даже в последнем
откровении на сей счет, ниспосланном к концу жизни Пророка,
вероотступника не ждало какого-либо наказания в этой жизни:
О верующие!
Если кто отвратится от веры своей,
Бог явит [взамен] других людей,
Любимых Им и любящих Его.
(5: 54)
Примечателен и следующий факт: коранические угрозы
вероотступникам адресуются именно тем из них, кто в неверии закончит
свою жизнь (2:217; 3:91), а раскаявшимся отступникам обещано Божие
прощение (3:89). Спрашивается: если Бог дает отступнику отсрочку до
конца его жизни, то о какой смертной казни может идти речь? Ведь
казненный вероотступник уже не раскается!
Указанные айаты заслуживают внимания и в другом
аспекте. В свете их наглядно видно, сколь велика дистанция, отделяющая
коранические наставления, пронизанные Божиим милосердием, от суровых
вердиктов средневековых факихов: срок раскаяния для отступника
Всевышним оставляется открытым, а они ограничивают его тремя днями.
Впрочем, в первые века Ислама еще были богословы, которые в духе Корана
предоставляли вероотступнику срок для раскаяния до конца его жизни.
Были и такие, которые за этот грех полагали лишь тюремное заключение. В
числе последних находился сам халиф Умар. А среди первых оказались
такие видные богословы, как Ибрахим ан-Нахи (учитель Хаммада,
наставника Абу-Ханифы) и Суфйан ас-Саури.
Очередным аргументом в пользу того, что смерть не
служит мерой наказания за вероотступничество, выступает такое
свидетельство Корана о мединских иудеях:
Они говорили меж собою:
В начале дня давайте объявим о своей вере
В ниспосланное последователям [Мухаммада].
К концу же дня – отречемся,
Чтоб и они отвратились от него.
(3: 72)
В этой связи невольно задумаешься: как могли люди,
жившие под властью мусульман, дерзнуть на такой план дискредитации
Ислама, если за отступничество Пророк наказывал смертной казнью?!
Цитируемый айат проливает определенный свет и на
исторические обстоятельства сошествия коранических откровений
касательно отступления от веры. Дело заключалось не в простом отказе от
Ислама и не в какой-то безобидной игре в перемену веры – это был злой
заговор, имеющий целью показать, что вновь возникшая вера (Ислам)
ничего не стоит. Именно такого рода козни и подразумеваются в айате
4:137, упоминающем о тех, «кто [сначала] уверовал, / Потом отвратился,
/ Затем вновь уверовал, / Опять отвратился…».
Вспомним также, что Пророк и его последователи
жили в обстановке перманентной конфронтации – жестокой и порой кровавой
– с враждебным языческим окружением. В подобных условиях отказ от
Ислама нередко означал присоединение к язычникам, воюющим с
мусульманами. И такие вероотступники заслуживают наказания (не только в
том мире, но и в этом!), но не за возвращение к неверию, а за переход
на сторону врага. Поэтому айат 4:90, дозволяя мусульманам сражаться с
отошедшими от Ислама маловерами, строго предупреждает своих
последователей против агрессивных действий и в отношении к таковым, не
распространяя на них данное дозволение:
Бог не даст вам права [воевать с теми отступниками],
Кто присоединяется к народу,
Связанному с вами договором [о ненападении],
Или кто явится к вам,
А в душе у них нет желания сражаться против вас..,
Кто будет держаться в стороне от вас,
Не сражаясь с вами и предлагая мир.
Вот такими толерантными наставлениями Священного
Писания руководствовался Пророк Ислама на протяжении всего своего
пророческого служения.