Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В следующем году на российских авиарейсах может появиться Интернет —
спутниковый оператор «РуСат» уже подал заявку на получение частот
в Государственную комиссию по радиочастотам (ГКРЧ). Таким образом будет
«закрыто» очередное «белое пятно» на российском интернет-пространстве.
Данный проект появился именно в кризис, и это вполне объяснимо.
Глобальное ухудшение экономической ситуации стало дополнительным стимулом к росту интернет-аудитории —
уже хотя бы потому, что часть россиян бежит в виртуал от реальных
проблем. По данным Фонда «Общественное мнение» на март 2009 года, 23%
(21,5 млн человек) жителей российских городов старше 12-ти лет выходят
в Интернет ежедневно, 35% (31,9 млн) — раз в неделю, 40% (37,4 млн) —
раз в месяц. Полугодовая аудитория составляет 40,3 млн человек (44%
городского населения). Число интернет-пользователей, выходящих в сеть
исключительно из офиса и не имеющих такой возможности дома, снизилось
за полгода с 23% до 19%. При этом на 5% (до 56%) увеличилось количество
подключений к широкополосному каналу.
Наиболее востребованными ресурсами оказались новостные сервисы — 63%
опрошенных посещают их хотя бы раз в месяц. 48% пользуются
поисковиками. Как отметили специалисты Яндекса, список самых популярных
поисковых запросов в целом изменяется крайне медленно, но в 2008 году
в Рунете впервые произошло серьезное изменение первой десятки
за несколько лет: запрос «порно» уступил запросам «одноклассники» и «в
контакте». Еще 47% скачивают и прослушивают аудиофайлы, 42% — видео.
Для 79% пользователей сеть — это возможность пообщаться
(электронную почту используют 53%, социальные сети — 43%). Столько же
опрошенных называют Интернет ведущим источником информации (ТВ — 76%).
На сегодняшний день 16% россиян имеют опыт покупок
в интернет-магазинах, еще 18% ранее этой услугой не пользовались,
но в принципе готовы. Поэтому каждый пользователь является
потенциальным потребителем. Расширяясь, интернет-аудитория меняется
качественно, привлекая в Глобальную сеть самые разные
бизнес-направления.
В частности, все более актуальным Рунет становится для «детского»
бизнеса. Эксперты аналитического центра «RUметрика» подсчитали, что
в России около 8-10 млн пользователей Интернета в возрасте до 14 лет.
При этом около 75% юных интернет-пользователей выходят в сеть
самостоятельно, без присмотра взрослых. Конечно, за детской аудиторией
«охотятся» и недобросовестные дельцы: 39% детей хотя бы раз
просматривали порносайты, 19% наблюдали сцены насилия, 16%
интересовались азартными играми, 14% — наркотическими веществами, 11% —
экстремизмом или национализмом.
В то же время, 48% детской аудитории Рунета не сталкивается
с ресурсами нежелательного содержания, 25% использует специальные
настройки подключения и 12% — отдельную детскую учетную запись. То есть
легальный ориентированный на детей бизнес вполне способен найти себя «в
инете». Более того, ряду производителей «детской» продукции просто
необходимо это сделать, поскольку в реале продажи катастрофически
падают. Например, Интернет уже почти «похоронил» рынок настольных игр.
Безусловно, взрослая аудитория гораздо шире и более свободна в принятии финансовых решений, то есть более интересна для бизнеса.
В частности, по оценкам аналитиков «RUметрики», около 30% автомобилей
в РФ продаются с помощью Интернета. На середину апреля в рейтинге
«Рамблер ТОП100» было зарегистрировано около 10 тыс. сайтов
автомобильной тематики (год назад — около 8 тыс.). Их посещаемость
доходит до 316 тыс. в сутки (в некоторых случаях за год она выросла
в 2-3 раза). При этом, по оценкам аналитиков, самыми популярными
сайтами по автотематике являются крупные порталы «все–в–одном»,
объединяющие информационные, коммуникативные, рекламные и торговые
площадки.
При оценке потенциальной аудитории для бизнеса крайне важны
половозрастные характеристики. Например, по данным «RUметрики», самые
востребованные интернет-темы среди женщин – взаимоотношения полов
(32,1%), косметика (22,3%), здоровье (24,2%), похудение (18,5%) и мода
(17,1%). Сейчас около 2% активных сайтов Рунета четко ориентированы
на женскую аудиторию. При этом в марте 2009 года число пользователей,
ежесуточно посещавших сайты дамской тематики (количество которых
с октября выросло более чем на 35%), составило 1,3 млн. Согласно данным
«Рамблер ТОП100», наиболее популярны крупные тематические порталы
и практически «наступающие им на пятки» по функционалу, количеству
сервисов и набору освещаемых тем женские СМИ.
Обитатели Рунета
пока еще достаточно молоды. По оценке президента Ассоциации «Интернет
и бизнес» Алексея Беляева, 90% москвичей в возрасте от 14 до 30 лет
ежедневно пользуются Интернетом, в других крупных городах активная
аудитория в возрасте от 14 до 30 лет превышает 70%. То есть почти все
самые активные потенциальные потребители «попались в сеть».
По словам Беляева, объем российского интернет-рынка в минувшем году
составил около $1,5 млрд. Наибольшую долю доходов принесла контекстная
реклама — $350 млн (23%). Медийная реклама «заработала» $300 млн (21%);
платные сервисы — $220 млн (15%); оптимизация — $200 млн (14%); продажа
цифрового контента — около $190 млн(13%); разработка и поддержка
сайтов — $160 (11%); сервисы по поиску работы — $40 млн (3%). По разным
данным, «через паутину» было продано товаров товаров на $2,5-$3млрд.
Эксперты считают, что в условиях кризиса россияне будут еще больше покупать через Интернет,
поскольку так дешевле. «Мы не видим оттока. Наоборот, видим приток
покупателей, — заявила вице-президент компании Mail.Ru Анна
Артамонова. — У нас, в принципе, и так интернет-торговля росла год
от года на 60-70%. В этом году мы, конечно, не прогнозируем такого
смелого роста. Но, как минимум, 30%-ный прирост мы ожидаем».
Для бизнеса виртуальное пространство тоже обладает рядом
преимуществ — в первую очередь, это экономия на аренде помещений.
Отсутствие внятного правового поля позволяет работать не совсем
легально или совсем нелегально (скорее всего, это явление временное). И
чуть ли не каждый день эксперты «находят» новые плюсы.
Например, если другие виды гарантированно рентабельного бизнеса
пребывают под угрозой поглощения транснациональными компаниями (как это
произошло в России, например, с пивной и табачной отраслями), то
в интернет-сфере это затруднительно. «Думаю, это возможно только
в случае резкого технологического рывка «крупных мировых игроков», —
заявил в интервью ITnews генеральный директор Finam.ru Сергей Михеев. —
Предположим, если американцы реализуют защищенный от спама почтовый
сервис. Или, например, тот же поисковый алгоритм, приближенный к
обычному человеческому языку. В существующих условиях это маловероятно».
Но самый главный плюс для потрепанного кризисом бизнеса —
в Интернете еще есть неразработанные Клондайки и незаработанные
миллиарды. Как отметил генеральный директор «1С-Битрикс» Сергей
Рыжиков, в свое время крупнейшие игроки интернет-рынка, обладавшие
огромным опытом работы, располагавшие лучшими специалистами
и аналитиками, элементарно «проспали» появление социальных сетей,
которые стремительно развились, причем сделали это самостоятельно, без
помощи «старейших игроков рынка». А теперь социальные сети сами имеют
бюджеты, которым позавидуют крупнейшие порталы.