Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
- Скажите, Штирлиц, Вы - голубой? - Я - черно-белый, - машинально ответил Штирлиц.
Накануне
очередного празднования 9 мая телеканал "Россия" подарил гражданам
довольно сомнительный подарок: сериал "17 мгновений весны" заиграл для
неподготовленного зрителя красками. Да так заиграл, что рунет взорвался
что ваша базарная площадь - яблоку здравого смысла негде было упасть.
В феерии обсуждения цветного Штирлица почти никто не вспомнил
собственно о достоинствах фильма: есть они, нет их, игра актеров,
актуальность тематики, стилистика, в конце концов, если и обсуждались,
то лишь в рамках хуже/лучше черно-белого варианта. Ну, т.е.
принципиальной позицией стало выяснение того, насколько изменилось
выражение лиц главных героев. Или там, цвет глаз, - а как же, очень
важный элемент серии!
Понятно, что авторы раскраски старались главным образом ради осенней
премьеры "второй части" культового сериала. И авторы второй части
своего, конечно, добились в полной мере - фильм обсуждают, картинка
снова в голове заиграла. Но тут ведь любопытно не отношение к
модернизированному видео (да и Бог с ним, чего ради рейтинга не
сделаешь), а мотивации, которые у нас, чем дальше, тем богаче.
И тут, в общем-то, всего два существенных наблюдения. Во-первых,
явная ассоциация со знаменитой работой Энди Уорхола с его разноцветными
банками томатной пасты. Российского зрителя от подобной ассоциации
могла удержать только врожденная лень в отношении графических
редакторов и, пожалуй, каноничность работы знаменитого персонажа
поп-арта. По сути, авторы раскрашенного сериала дали зрителю отмашку:
можете - сделайте лучше! т.е. предложили новые рамки для реализации
творческого потенциала. Да, формат несколько потаскан, но ведь и Уорхол
для российского зрителя совсем не культовая фигура. Так, элемент
западной культуры, городской сумасшедший, неудачный результат союза
Америки тридцатых-сороковых и элементов культуры потребления.
С другой стороны, цветной Штирлиц - сугубо внутренний продукт,
притом, попадающий в возрастную сегрегацию. У детей девяностых
книжки-раскраски просто не пользовались популярностью, в отличие от их
предшественников минимум двадцатипятилетней давности. Это же
потенциальная мечта подростка с черно-белым телевизором: раскрасить
серого советского шпиона. Дождались и выдохнули. Так ведь и хочется
написать в Москву: "Дорогой товарищ Штирлиц!"
Самыми сдержанными комментариями стали сетования на непривычность,
но не отторжение цветной классики: "Цветной Штирлиц меня не раздражает.
Смысла в раскрашивании не вижу, но и протеста не вызывает". Почему не
вызывает протеста? У российской общественности есть свое объяснение:
"Посмотрите внимательно. За весь фильм он НИ РАЗУ не занимается прямыми
служебными обязанностями. А ведь Штирлиц вообще говоря полковник весьма
неслабой спецслужбы , немногочисленной, да еще и во время войны . Чин
очень не маленький - и обязанности при этом должны быть велики и
разнообразны ... причем для травоядного интеллигента несколько..
неприятные". И самое важное в плане картинки: "Современный офисные
планктон занят ровно таким же бездельем, как и советский интеллигент из
НИИ. Но уж слишком избалован красочными компьютерными игрушками. Вот
для того чтоб он опять смог узнать себя - киношку и раскрасили. Вполне
в стиле недорогих игрушек".
О патриотизме тоже все как-то разом забыли. Цветной Штирлиц (весьма
популярное сегодня словосочетание) предстает в обсуждении кем угодно, и
чуть ли не героем ЛГТБ-движения, только не отважным героем великой
отечественной войны. Между тем, совершенно неважно добавили знаменитому
разведчику грима на лицо или оставили его холодным серо-стальным. В
конце концов, когда кто-то в обществе произносит слово "дружба", совсем
не обязательно имеются в виду человеческие отношения. Речь вполне может
идти о бензопиле как оружии пролетариата. И в этом смысле стоит
порадоваться за отечественных киношников - они каким-то чудом добились
главного - привлекли внимание к памяти о великой трагедии, великой
победе.