Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
«Азербайджанский
народ, пройдя через все трудности, беды, лишения, гнет, всегда был
верен своей религии, своим духовным ценностям, и никакая власть,
никакой властелин не могли уничтожить это... Исламская
религия...является для нашего народа носителем духовных ценностей и
источником духовной пищи.., одним из самых замечательных достижений
нашего народа... Мы являемся частью исламского мира» (из речи Г. Алиева
на церемонии открытия комплекса Биби-Эйбатской мечети 1998 г.)
Некий парадокс отмечается в последнее время в «этнически мусульманских»
регионах, прежде всего, на постсоветском пространстве. Антиисламские
настроения становятся обыденным явлением. Тут и борьба с хиджабом, и
закрытие мечетей, да и, элементарно, восприятие человека с бородой чуть
ли не как подтверждения «визуального столкновения» с террористом.
Определенным обоснованием происходящего нередко называется тот тезис,
что-де самые громкие теракты в мире, да и на местах, осуществляют люди,
позиционирующие себя приверженцами Ислама.
Но что интересно, наряду с этим, глава Англиканской церкви Роуэн
Уильямс открыто призывает ввести ряд шариатских норм в британское
законодательство. О некоторых изменениях в этом направлении говорится и
в преломление к Конституции Евросоюза. В прошлом месяце для студентов
юридического факультета шведского Университета Лундса так вообще был
подготовлен «курс лекций, озаглавленный «Внедрение Шариата в Швеции и
ЕС». Со слов университетских правоведов, «настало время отказаться от
предрассудков в отношении Шариата», вызываемых «исключительным
невежеством обывателей в области исламской религии».
Речь тут далеко не о пропаганде шариатского образа правления. Разговор
о том, что понимание и прочувствование Ислама изнутри позволяет
проводить грань между верой, «околорелигией» и экстремизмом
преступников, в качестве кого бы они себя (или их) не представляли
общественности.
Так вот в этом контексте актуальнейшей на сегодняшний день предстает
оценка религии, характеристика исламских ценностей со стороны бывшего
президента Азербайджана Гейдара Алиева. Общеизвестно, что любую
затрагиваемую им тематику, будь то политико-экономическая или
социально-культурная сфера, он пропускал через себя. Он стремился не
просто озвучивать итоговый вывод, но подводить к нему аудиторию или
визави посредством обоснования сути вопроса.
Лейтмотив его отношения к религии можно уловить из следующего
заключения: «Основные причины войн, схваток между отдельными
государствами, борьбы друг с другом различных общественно-политических
групп, несомненно, носят политический, этнический характер, преследуют
цель силой отобрать у другого землю. Это, конечно, не может иметь
религиозный характер».
В этом ракурсе, сказанное Г. Алиевым об Исламе приобретает на сегодня
особую актуальность. Тем более, что он всегда делал упор на общемировой
геополитической значимости кавказского региона в целом, и Азербайджана
в частности. Последний, по его мнению, является «мостом между Европой и
Азией, Западом и Востоком, [что] имеет не только географический смысл,
но социально-экономический и политический».
Оценка Ислама. Приоритеты морально-нравственных ценностей через призму религии
«Отличие всех нравственных ценностей людей от религии состоит в том,
что они, независимо от религиозной принадлежности, всегда призывали
людей к дружбе, солидарности, единству» - писал Г.Алиев. В Книге
почетных гостей Мечети Пророка (мир ему) в городе Медина (Саудовская
Аравия, 1994 г.) он зафиксировал: «Я вновь осознал то, насколько истоки
Ислама опираются на общечеловеческие, философские, научные основы. Я
осознал величие Всемогущего Аллаха».
Тем самым, фактически продекларировав единство мировых религий в
аспекте соблюдения морально-нравственных норм, Г. Алиев подчеркнул
прочувствование заботы исламского вероустава о человеке. Несколько
позднее он озвучил свое понимание оного следующим образом: переданные
посредством Пророка Мухаммада (мир ему) слова Всевышнего «играли в
жизни... положительную роль, [предоставив] людям столько счастья, что
эти обычаи и традиции, религиозные правила и порядки жили из поколения
в поколение, и никакие ограничения не смогли этому помешать».
В преломление к роли Ислама в общецивилизационном масштабе президент
также говорил, что с момента зарождения «религия направила на путь
истины, высокой морали большую часть человечества». Имея «неоценимые
заслуги в истории человечества», Ислам обеспечил «достижение
мусульманами высоких духовных ценностей», обладающих «самой высокой
сутью, значимостью».
«Веление Аллаха в том, - добавлял Алиев, - чтобы люди воспитывались [на
них]», т. к. «это путь, предначертанный Пророком Мухаммадом (мир ему)».
«Проведя верующих «через все трудности» и обеспечив «им существование»,
Ислам повел «мусульман по пути жизни, созидания, борьбы, свободы,
защиты своей земли», - заключал Г.Алиев. Обосновывая это тем, что
исламские постулаты всегда «приобщали к образованию, культуре, к более
эффективному использованию всех средств современной жизни для улучшения
своей жизни, жизни своей нации, народа, материального и морального
состояния».
Ислам и Азербайджан
Не удивительно стремление Г. Алиева создать реальные условия верующим
Азербайджана для следования вероуставу: «Сейчас наша религия свободна.
Каждый азербайджанец, каждый мусульманин может свободно исповедовать
свою религию. Поклонение..., церемонии, проводимые в мечетях...
свидетельствуют о... возможности выражать веления своей совести каждым»
(1995 г.).
При этом он связывал складывавшуюся ситуацию с достижением страной
государственного суверенитета: «Главным основанием для нас является
жизнь нашего народа в таких независимых условиях», где «восстановлена
вера в Аллаха и свобода совести». Он называл «историческим событием»
тот факт, что «мусульмане Азербайджана после долгих лишений и
трудностей имеют возможность пользоваться исламской религией по своему
желанию» (1997 г.).
Мало того, президент особо обращал внимание на то, что в «независимой
АР исламская религия тесно сплотила наш народ», стремящегося «к
укреплению страны» и помогающего «выбраться из всех трудностей». Он
резюмировал: «Мы еще раз должны осознать, что все это связано с
уважением и почтением, преданностью нашего народа духовным ценностям
Ислама»(1996 г.).
Но Г. Алиев не просто декларировал понимание религиозных ценностей для
общества. Он говорил о важности веры: «На протяжении веков мы идем
путем, указанным нам Пророком Мухаммедом Алейхисаламом, советами
Священной книги Коран. Это путь мира, дружбы, любви, благополучия... Мы
должны воспитывать молодое поколение, все общество на основе этих
высоких ценностей Ислама».
Опять-таки в 1997 г, фиксируя, что «возврат к прогрессивным исламским
ценностям» является фактором, играющим «неоценимую роль в нравственном
и духовном росте нашего общества, в целостности и единстве нашего
народа», он отмечал важнейшую роль религии.
О мечетях
Характерным для Г. Алиева являлось трепетное отношение к мечетям. В его
бытность президентом была восстановлена (заново отстроена) известная
бакинская мечеть в Биби-Эйбате. Придя в нее на этапе завершения
строительства в 1997 г. в знаменательнейшую для мусульман всего мира
дату Мавлида (день рождения Пророка, мир ему) разрушение мечети «70 лет
назад» Г.Алиев назвал «большим преступлением». Это соответствует
кораническому: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их?» («Корова»: 114).
Не случайно в выступлении перед верующими он подчеркнул мощь «священной
исламской религии», которую никто и «ничто не смогли победить». Далее
Алиев сделал знаковое дополнение: «Даже несмотря на то, что разрушили
мечеть, запретили религию, люди не отказались от нее, от своих идей,
убеждений», потому что «никакая сила не сможет разрушить духовные
ценности Ислама».
Вряд ли Г. Алиев предпринял данный шаг спонтанно. Это было далеко не в
его характере. Но, зная его намерения входить вглубь любого важного
вопроса, можно не сомневаться в знании им аятов Корана. В частности,
этого: «Только
тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день,
кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме
Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» («Покаяние»: 18).
Кроме того, в 1996 г., также в знаменательную для приверженцев Ислама
дату, Г. Алиев встретился с верующими в бакинской мечети «Тезепир». «Я
очень рад сегодня быть вместе с вами в этот священный для нас
праздничный день в доме Аллаха», - сказал он.
О его отношении к мечетям говорит и тот факт, что в Медине президент
признал: «Меня восхитили комплексы мечетей, созданные вокруг мавзолея
Пророка Мухаммеда для того, чтобы распространить Ислам в мире». Поэтому
Г. Алиев с удовлетворением отмечал: «За короткий срок в Азербайджане
появилось более 1000 мечетей. Значит, в душе всех людей так сильно было
ожидание мечети,.. ведь это божий храм, место религиозного поклонения,
религиозный центр».
| О религии, светскости и экстремизме
В целом, все эти высказывания и действия Г. Алиева однозначно
демонстрируют четкое понимание с его стороны роли и места религии в
государстве светского типа. Последнее понятие многие, к сожалению,
воспринимают исключительно атеистическим по форме. Им можно
посоветовать лишь обратиться с высказываниями президента на этот счет.
«Безусловно, мы строим в Азербайджане светское государство... и не
должны отдаляться и от национальных моральных ценностей», т. к. обязаны
«не допустить в этом процессе распространения безнравственности,
бездуховности», - говорил Г. Алиев. Вслед зачем раскрывал: «Мы уважаем
религию..., общечеловеческие ценности, отражающие высокую культуру,
мораль, прошедшие исторические испытания... на основе [чего] нужно
воспитывать народ». Посему он и фиксировал: «Мы не отделены от религии.
Религия и государство тесно сотрудничают» т. к. Ислам, «прививая свои
прекрасные нравственные ценности азербайджанским гражданам... морально
еще больше возвысит азербайджанское общество».
Другое дело, что Г. Алиев особо подчеркивал: «Мы никогда не призывали к
фанатизму нашу страну, граждан и не допустим этого». Поэтому важно
противостоять «распространению отдельными силами религиозного
фанатизма, экстремизма из-за рубежа или изнутри».
Опирался он в этом аспекте на Книгу: «Коран никогда не закладывал
основу фундаментализма. Если кто-то создает этот фундаментализм,
экстремистские тенденции, используя исламскую религию, и развивает их,
считаю, что они в определенной степени отдаляются от основных принципов
ислама. Мы принимаем исламскую культуру, исламские духовные ценности
как они есть в Коране. Искажать их, если говорить на языке религии,
грех».
Однако, имея огромный опыт политического руководства такой страной, как
СССР, обладая знаниями форм и методов деятельности ведущих спецслужб,
феноменальными аналитическими способностями Г. Алиев прекрасно
ориентировался в планетарных геополитических тонкостях. Он отчетливо
понимал, что заинтересованные силы могут пытаться обыгрывать в
собственных целях искренние чувства людей: «В разных регионах мира
делаются попытки представить мусульман экстремистами,
фундаменталистами, попирающими принципы толерантности. Это
несправедливо. Конечно, среди каждого народа, в каждой стране есть
бандиты, террористы, преступники, экстремисты. Но это никак не
относится к религиозным истокам народов или к религиозным принципам
этих народов».
Т. е. Г. Алиев проводил важнейшую грань между совершившими преступления
людьми, называющих себя (или представляемых обществу) приверженцами
религии, и конфессией в целом. Индивидуум «должен быть свободным,
делать, что хочет. Естественно, не совершая ничего незаконного», -
убеждал Г.Алиев. Потому что «если человек верит своей религии, служит
ей, то будет чище, принесет больше пользы обществу и государству».
И эта оценка демонстрирует мудрость политика. К тому же предлагающего
пути к разрешению вышеизложенных проблем: «Необходимо развивать в
Азербайджане науку исламоведения. АН, Бакгосуниверситет и НИИ должны
создавать специальные органы, организации, научные центры по этой
области... Азербайджан может быть центром исследований на Кавказе в
этой области». Это приобретает актуальность в свете необходимости
«уделять внимание воспитанию молодежи. Наша молодежь должна быть
здоровой как физически, так и морально».
Вместо заключения
Что еще имеет немаловажное значение в контексте темы «Г. Алиев -
религия», - это его понимание необходимости единения исламского мира.
«Обсуждение мусульманскими учеными и религиозными деятелями важных
актуальных проблем нашей религии, наряду с их чисто научно-религиозной
значимостью, служит делу дальнейшего расширения отношений братства и
сотрудничества между мусульманскими государствами и народами,
укреплению исламской солидарности», - констатировал он. Он неизменно
подчеркивал «особое значение» реализации данного фактора «на
современном этапе, когда во многих уголках мира наблюдаются
тенденциозные нападки на основы исламской религии и мусульманские
страны».
|