Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Педагоги России активно обсуждают далеко не новую проблему —
введение в школах раздельного обучения. Мнения родителей и учеников
никто, конечно, не спрашивает. Мы устранили эту несправедливость.
Вместе, врозь и снова вместе
До начала ХХ века девочки и мальчики в школах учились раздельно,
потому что в России (да и во всем мире) была традиционная система
ценностей: мужчина — глава семьи, занимающий активную социальную
позицию, задача женщины — хранить домашний очаг и воспитывать детей
(исключения лишь подтверждали правило). С приходом советской власти
все изменилось:
В марте 1919 года на съезде РКП(б) было решено ввести в стране совместное обучение мальчиков и девочек.
Причина: «искоренение дискриминации женщин» (хотя, скорее всего, речь
шла об искоренении всего, что было связано со старым укладом жизни).
В июле 1943 года Политбюро ЦК ВКР(б) снова ввело раздельное
обучение, и с сентября того же года в стране начали работать 1372
средние и 683 семилетние мужские и женские школы. В Воронеже
это разделение произошло чуть позже: в 1945 году школу №16 разделили
на женскую и мужскую (в первой оказалось 952 ученицы, во второй — 526
учеников).
Причины: народный комиссариат просвещения РСФСР признал
дискриминацию женщин полностью устраненной и заявил, что нужно
«готовить школьников к взрослой жизни, учитывая особенности
их физиологии». К тому же в годы войны стране требовались защитники:
в школах ввели допризывную подготовку, и с пятого класса девочки
и мальчики изучали ее по разным программам.
Надо сказать, что раздельное обучение ввели только в населенных
пунктах, где было не меньше 4-6 средних школ, поэтому с 1943 года
в стране действовали сразу две системы обучения — совместная
и раздельная. Раздельные школы планировалось сделать элитными: в них
ввели углубленное изучение отдельных предметов, а зарплату сотрудникам
увеличили на 50% из-за повышенной сложности работы, поскольку даже
библиотекари в них обязаны были владеть иностранным языком. К 1954 году
в стране было 4200 школ, из них школ раздельного обучения — 2323 (то
есть, больше половины).
В августе 1954 года на Всероссийском совещании министров просвещения
СССР, заведующих гороно и облоно приняли окончательное решение
о переходе на совместное обучение (за исключением уроков труда).
В Воронеже этот переход состоялся в 1967 году, когда мужские и женские
школы №№ 16 и 17 преобразовали в средние общие. Причины: во-первых,
эти школы для государства были слишком затратными, во-вторых, население
не было в них заинтересовано, в-третьих, в мужских школах педагоги
не справлялись с поддержанием дисциплины (впрочем, стремление укрепить
дисциплину было весомым аргументов и при введении раздельных школ,
и при их отмене).
Сегодня в России вновь говорят о введении раздельного обучения. Пока
оно существует только в виде городских экспериментальных площадок
(ГЭП) — это когда мальчики и девочки учатся в здании одной школы, но в
отдельных, параллельных классах. В Воронеже ГЭПов нет, зато есть
две школы дополнительного образования — «Дипломат» (для мальчиков)
и «Бон Тон» (для девочек). Ребята изучают здесь язык, этикет,
занимаются танцами, спортом и т.д., а учатся в обычных школах.
Появятся ли в России раздельные школы, пока неясно, но уже сейчас у них
есть и сторонники, и противники. Мы выслушали мнения и тех и других.
Разделяй и властвуй
Педагоги и психологи, выступающие за раздельное обучение, аргументируют свою позицию тем, что…
Доказано, что в биологическом и психологическом развитии мальчики
отстают от девочек на 2 года, поэтому в начальной школе обычно хуже
учатся. Если педагог начинает их стыдить, подтягивать до уровня
девочек, дети получают психологическую травму, и, в конце концов,
комплекс неполноценности. Поэтому учить мальчиков и девочек лучше
по отдельности, с учетом физических возможностей, периода полового
созревания и психологии восприятия. При совместном обучении мальчики
перенимают качества девочек (прилежность, стремление понравиться),
то есть феминизируются. А девочки копируют мужские качества (смелость,
решительность, склонность к риску), то есть маскулинизируются. По
мнению медиков, смешанное обучение вредит здоровью 94% девочек (у
них страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы,
их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают
уроки).
Мнения бывших учеников раздельных школ
Татьяна Лебедева, доцент ВГУ:
Я пошла в школу как раз когда мальчиков и девочек разделили.
Воспоминания — самые прекрасные: не было никаких проблем с дисциплиной,
никаких эксцессов, на уроках всегда был абсолютный порядок. В 9 классе
мы с подружкой играли в школьном спектакле, а сценической речью с нами
занималась учительница из мужской школы. Как-то мы пришли к ней
на занятия, что мы увидели — просто ужас. Шум, крик, мальчишки кидались
прямо у нее над головой тряпкой, выпачканной мелом! А у нас на уроках
была тишина, поэтому нам учителя очень многое успевали давать
по предмету: допустим, учитель немецкого с нами говорил об особенностях
перевода, потом даже московские педагоги удивлялись нашим знаниям.
Кроме того, нас обучали рукоделию, мы все прекрасно вышивали.
С учителями были очень хорошие отношения, они часто говорили нам после
школьных праздников или танцев, как мы держались, как себя вели —
это очень полезно, воспитывает. С мальчишками встречались
на совместных школьных вечерах, но нравы были очень строгими
и отношения возникали трепетные, никакого разврата. Мне кажется, такое
уважительное отношение формировалось именно из-за того, что нас
не дергали за косы на переменах. Думаю, и в наше время такие школы надо
создавать, чтобы кто хотел, мог там учиться, по крайней мере,
дисциплина лучше будет. Может быть, для мальчиков это не всегда хорошо,
а вот девочек можно было бы оградить. Для мальчиков есть кадетские
корпуса, а для девочек ведь нет ничего.
Алексей Хромов (форумец «ЛГ» alekc):
Почему до сих пор я уступаю женщине место в транспорте, очередь
в магазине, смотрю на нее, как на мать, а не как на источник получения
удовольствий? Кто вдолбил в мою голову, что уровень цивилизованности
общества определяется отношением к женщине? Почему мне неприятно видеть
женщину с автоматом? Я не могу твердо ответить на эти вопросы, но точно
знаю, что появлению подобного мировоззрения способствовала, в том числе
и учеба среди мальчиков. В здании современной 16-й школы было 3
организации: мужская и женская неполные средние школы и военный
госпиталь. По основным предметам учили одинаково, голод мы делили
поровну с девчонками (если удавалось раздобыть жмых, угощали), «наш
угол» Воронежа на уроки шел вместе со своими девчонками, но на уроках
мы не сидели вместе. Общение? До 6 класса — никакой любви, а вот в 7-м
начали писать записочки и передавать с посыльными. Соперничество?
Естественно, оно было у нас, оно есть и сейчас, будет и у следующих
поколений. Отношения выясняли на «дуэли»: шли за школу на кладбище
и начинали тыкать кулаками в физиономии друг друга. Побежденный уже не
мог подойти к даме своего сердца. Сегодня я твердо убежден —
обучение девочек и мальчиков должно быть раздельным! Девочка, а потом
девушка до выхода из школы должна оставаться загадкой для парня,
книгой, которую он не прочитал, а прочитать хочется. И второй момент:
когда муж с женой живут много лет, они становятся похожими друг
на друга не только внешне, происходит взаимное проникновение и на
молекулярном уровне. Так же и в школе: совместное обучение делает
из многих ребят девчонок и наоборот. А ведь Всевышний сделал
нас совершенно разными людьми и каждому определил его круг обязанностей.
Мнения родителей
Иван, папа Максима и Дарьи:
Моя дочка еще не учится, но если бы была такая возможность, я выбрал
бы для нее женскую школу. Девочки сегодня слишком рано начинают
интересоваться взрослой жизнью. Хотелось бы оградить ее,
по возможности, от чрезмерного ажиотажа в этой теме, особенно в средних
и старших классах.
Игорь, папа Ольги и Станислава:
Я — за раздельное обучение для своих детей. Дочка и так хорошо
учится, но, думаю, что в таких школах дают более глубокие знания, учат
всяким женским занятиям — вязать, шить, этикету. А вот парню моему
не помешала бы более строгая дисциплина. Мужчина должен уметь постоять
за себя, отстоять свои интересы, добиться лидерства. Потом
это пригодится не только в бизнесе, но и в личной жизни — женщины ценят
возможность опереться на сильного мужчину.
Нам нечего делить
Противники раздельного обучения напоминают о том, что…
Разница между полами преувеличена: не все девочки усидчивы и склонны
к гуманитарным дисциплинам, не все мальчики увлекаются спортом и часто
дерутся. Хороших результатов в обучении можно добиться только
при индивидуальном подходе к ребенку. Нужно учитывать желание самих
детей общаться. Социальная роль школы в том, чтобы расширить
возможности личности, ведь дети не только получают там знания,
они учатся жить в обществе, налаживать контакты со взрослыми
и сверстниками.
Мнение бывшего ученика раздельной школы
Лев Кройчик, профессор ВГУ:
Я категорически против раздельного обучения, потому что знаю,
что это такое. С 8 по 10 класс я учился в Ярославле в мужской школе,
там были очень жестокие нравы: класс сражался с классом, доказывали
кто лучше не только знаниями, но и драками, можно было наткнуться
на зуботычину по любому поводу в любое время. Мужской коллектив
формировал не мужество, а культ кулака, давал зачатки дедовщины.
Раздельное обучение вводили, чтобы воспитывать настоящих мужчин —
будущих воинов, офицеров и женщин — хранительниц домашнего очага,
но все это, по-моему, были благоглупости Сталина. С девочками
мы встречались по специальным приглашениям на школьных вечерах или во
дворце пионеров. Во дворах мы, конечно, играли вместе, но общих
интересов не было, и трепетного отношения к девочкам тоже. Такое
отношение формируется, когда есть постоянные взаимоотношения.
А разделение на мужскую и женскую школы не способствовало взаимному
уважению, и вызывало противостояние.
Мнения родителей
Иван, папа Максима и Даши:
Мой сын учится в обычной школе. Я сам смогу вырастить настоящего
мужчину без помощи педагогов, их задача — выучить. Поскольку военную
карьеру он не выбрал, особая муштра и военные порядки в школе ему не
нужны.
Дарина, мама Максима и Даши:
Я против раздельного обучения. Дети должны учиться общаться друг
с другом, понимать друг друга, понимать, что они разные. Тогда
при создании семьи они не будут взирать на противоположный пол с
недоумением из-за разницы в восприятии мира, сделают меньше ошибок.
Татьяна, мама Андрея:
Между классами одной параллели всегда возникает соревнование, всегда
есть класс умников и двоечников. Зачем же устраивать борьбу еще и между
девочками и мальчиками, пусть лучше учатся договариваться. К тому же,
девочки более прилежны в начальных классах, и мальчики за ними тянутся,
это помогает в учебе. Зато в старших классах мальчики учатся ухаживать.
Лишить сына возможность донести портфель девочки до дома, первых
романтических увлечений? Ни за что не соглашусь!
Оксана, мама Олеси:
В школьном классе у нас было много мальчиков, но в вузе (я училась
на экономическом факультете) в группе было 17 девочек и 1 мальчик.
Потом он перестал ходить, получился чисто женский коллектив. Женская
конкуренция — это тихий ужас! Непрерывный конкурс красоты, с его
атрибутами — завистью, коварством, жестокостью. И клей в сумку
подливали, и в волосы жевательную резинку кидали, и ябедничали — всего
и не перескажешь. Поэтому я против раздельного обучения. Кстати,
моя дочь сейчас учится в политехническом университете: в ее группе
всего 3 девочки, и, по словам дочки, их чуть ли не на руках носят,
заботятся и оберегают всей группой.
И нашим, и вашим
Сегодня большинство работников образования склоняются
к компромиссному варианту — признают необходимость раздельного
обучения, но при выполнении ряда условий:
Для раздельного обучения нужны разные учебники по отдельным
предметам и разные программы обучения, а их пока нет; В мужских школах
должны преподавать мужчины, а оклад, предлагаемый государством,
не привлекает мужчин-педагогов в школы; Вводить раздельное обучение
во все школы, конечно, не нужно: оно лучше всего подходит для заведений
с профильным обучением и спецшкол — для повышения качества
преподавания; Раздельное обучение хоть и сберегает здоровье детям (оно
позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы добиться
хороших результатов в учебе и избежать переутомления), но ограничивает
общение между мальчиками и девочками. Поэтому оптимальным вариантом
специалисты считают либо раздельные школы в качестве дополнительного
образования, либо раздельные классы в здании одной школы.
Мнение педагога
Максим Толмачев, преподаватель истории:
Я преподавал историю и в обычном классе, и в классе для девочек.
Могу сказать, что подход нужен разный: девочкам интересна повседневная
жизнь, конечно, сюжетный рассказ (то есть, жизнь исторических
личностей), побольше подробностей, наглядности и презентаций. Мальчикам
презентации и прочие вещи, конечно, тоже нужны, но их зачастую
интересует и собственно история (особенно военная), возможно,
экономика, внешняя политика. А дисциплина хромает и в смешанных
классах, и в раздельных.
Мнение ученицы
Женя, ученица 9 класса:
Я учусь в классе с раздельным обучением четвертый год (до 6 класса
училась в смешанном). Поначалу отсутствие парней в классе вызывало шок,
постоянно чего-то не хватало. А позже стала замечать, что не понимаю,
о чем можно разговаривать с парнями — общие интересы и все нити общения
утеряны. Когда раньше мои подружки из других школ рассказывали
о мальчишках из класса, о всяких симпатиях, я даже не знала,
что рассказать со своей стороны. Тут я поняла, что учеба затмила
интерес к мальчикам. Радует то, что существуют каникулы — если бы не
это время, даже страшно придумать, что бы из этого вышло.
Мне нравится, что не надо постоянно контролировать свои действия
(например, в любой момент, когда тебе захочется, можно подтянуть
колготки). Ну и дисциплина в классе значительно лучше, чем у мальчиков,
и оценки выше. Здесь, мне кажется, больше знаний получаешь. Но и
минусы есть: многие одноклассницы относятся к классу мальчиков
отвратительно, и вообще их за людей не считают. Да и у нас в классе —
серьезная конкуренция. Строго говоря, это скопище отборных стерв:
улыбаемся друг другу в глаза, а за спиной льется грязь.
Мнения родителей
Катерина, мама Миши:
Я бы хотела, чтобы сын учился в мальчиковом классе, но так, чтобы
в соседнем классе учились девочки. Он должен научиться общаться,
знакомиться. Должен видеть, что они нежные создания, что их надо
оберегать. В то же время, он должен учиться соревноваться с равными
себе — не с хрупкой девочкой, а с таким же, как он, мальчишкой.
Лена, мама Оли:
Если бы в Воронеже была школа для девочек, моя Олечка ходила
бы только туда. Девочки более послушные, лучше учатся. А если их никто
не будет обзывать, дразнить, приставать, бить сумкой по голове,
вырастет поколение настоящих, женственных дам. Это были бы лучшие жены!
Я вожу дочку на рисование, там смешанный класс, но мальчики очень
воспитанные, думающие, умеющие чувствовать красоту мира, а не только
драться. Поэтому она научиться общаться с хорошими мальчиками
под контролем учителя.
Мнение эксперта
Юлия Журавлева, директор школы для мальчиков «Дипломат» и школы для девочек «Бон Тон»:
Конечно, девочки и мальчики должны общаться — в более взрослом
возрасте им все равно придется встретиться, и сверстники, имеющие опыт
общения, будут в заметном выигрыше. Но некоторые предметы им лучше
изучать отдельно — например, мы преподаем домоводство для девочек
и спортивные занятия для мальчиков. Мы не можем поставить в спарринг
мальчика и девочку, они разные по физиологическим характеристикам.
В наших школах даже одинаковые учебные программы немного различаются
для девочек и мальчиков: им, например, читают разные стихи даже одного
автора. Или при обучении японскому языку у девочек ведет занятия
женщина, у мальчиков — мужчина, потому что общение от первого лица
мужчины и женщины совершенно разное в японской культуре. Но есть
и занятия, которые более эффективны при совместном обучении.
Со следующего учебного года мы планируем объединить мальчиков и девочек
для занятий хореографией. Плюс есть некоторые занятия по развитию
личности, на которых дети будут получать навыки общения, а какие-то
сложные темы, касающиеся половых различий, они смогут разобрать
уже отдельно, со своими педагогами.
Реплика от редакции:
Нужно признаться: мы сами так и не пришли к единому мнению, так как
аргументы каждой из трех сторон можно поставить под сомнение:
Противники совместного обучения уверены, что из-за него мужчины
сейчас стали слишком женственными, а девушки — грубыми, но забывают
о том, что еще во времена пансионов для благородных девиц Некрасов
воспел женщин, которые «коня на скаку остановят», а храбрые гусары
украшали свои головные уборы перьями. Приверженцы совместного обучения
ссылаются на жизненный опыт (свой, прежде всего), но ничего не могут
противопоставить статистике. А по ней успеваемость в раздельных школах
выше (например, в России в 1952-53 гг. в мужских школах было 11,6%
выпускников-медалистов, в женских — 10,5%, а в совместных — всего
4,4%). Конечно, хорошо, когда человек сам может выбирать — учиться
ему в обычном классе или в раздельном. Но ведь выбирает не он сам,
а его родители, которые сами не застрахованы от ошибок и часто не могут
придти к единому мнению (по результатам нашего опроса мы сделали вывод,
что папы чаще одобряют раздельное обучение, а мамы — против него).
А что по этому поводу думаете вы?