Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Более года назад, а именно 2 апреля 2008 года, в Узбекистане вышло постановление президента республики Ислама Каримова
«О подготовке и проведении 2200-летнего юбилея города Ташкента».
Постановление это было инициировано ноябрьским 2007 года постановлением
34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО о праздновании 2200-летнего
юбилея города Ташкента и участии ЮНЕСКО в юбилейных мероприятиях.
Подавляющее большинство ташкентцев, узнав о грядущем 2200-летнем
юбилее узбекской столицы, очень удивились: как же так, ведь все помнят,
как в 1983 году Ташкент праздновал свое 2000-летие? Как могло
случиться, что за прошедшие двадцать шесть лет Ташкент постарел сразу
на два века?
За комментариями корреспондент «Ферганы.Ру» обратился к кандидату
исторических наук, руководителю ташкентской археологической экспедиции,
старшему научному сотруднику Института археологии Академии наук
Узбекистана Маргарите Филанович, принявшей непосредственное участие в определении подлинного возраста Ташкента.
Маргарита Филанович. Фото ИА «Фергана.Ру»
- Маргарита Ивановна, как получилось, что Ташкент в своей истории
идет семимильными шагами? Кто определил его сегодняшний возраст?
- Решение ЮНЕСКО основано исключительно на результатах
археологических исследований внутри Ташкента. Наша археологическая
экспедиция была создана в 1967 году – в связи с ликвидацией последствий
ташкентского землетрясения 1966 года. Надо отметить, что на тот момент
в Ташкенте было обнаружено довольно много археологических памятников,
более тридцати объектов: городища, поселения, замковые строения,
храмовые комплексы – и все они сохранились в виде так называемых «тепа»
– возвышенностей, холмов, которые образовались, потому что строения из
сырцового кирпича – пахсы – постепенно разрушались в течение столетий.
В народе они обычно называются «октепа» («ок» в переводе с узбекского –
«белый»), потому что у них обычно белесые верхушки.
Баннер на одной из станций ташкентского метро. Фото ИА «Фергана.Ру»
Самым древним городским поселением на территории Ташкента является Шаштепа
(варианты – «чаш», «таш», в переводе – «камень») - памятник,
обнаруженный на массиве Сергели. Он расположен на берегу канала Джун,
протока реки Салар. До тех пор, пока большую часть этого городища не
захватила современная городская застройка, его площадь составляла около
двадцати пяти гектаров. Сейчас же сохранилось не более одного гектара.
На городище Шаштепа. Фото ИА «Фергана.Ру»
На плане городища видна сложная крестовина, окруженная двойным
кольцом стены. Внутри кольца есть сводчатый коридор. Изучая
крестообразное здание Шаштепа - крест в сочетании с кругом, древнейшие
солярные символы, - с самого начала наших раскопок можно было
заключить, что как кочевое население, так и обитатели первых городов
Ташкентского оазиса были солнцепоклонниками.
План городища Шаштепа. Фото ИА «Фергана.Ру»
На плане обозначены арки, стреловидные бойницы – все это не возникло
само, а было привнесено извне. Мы считаем, что первые навыки
урбанизированного строительства сооружений городского типа пришли сюда
вместе с мигрантами из восточного Приаралья, из низовий Сырдарьи -
современного Каракалпакстана, где также в древних городищах были
обнаружены солярные символы.
На городище Шаштепа. Фото ИА «Фергана.Ру»
Частично городище Шаштепа мы вскрыли в 1980-х годах. Параллельно
были обнаружены и другие крестообразные памятники археологии, например,
Мингурик (тысяча урючин), расположенный на канале Салар,
неподалеку от Северного вокзала, датируемый концом I века до н.э. После
этих раскопок и было определено, что Ташкенту не менее двух тысяч лет.
Возраст этого городища был определен по аналогии с южно-казахстанскими
городищами Тюль-тобе и Кызылкайнар-тобе, имеющими аналогичную форму
строений и также датированные гранями I века до н.э. - II века н.э.
Мы уже тогда могли бы датировать Шоштепа как более древний памятник,
но мы тогда еще не могли сказать с уверенностью, каковы истоки этой
культуры, кто населял это городище, откуда эти люди пришли, - а значит,
не могли провести никаких аналогий. Необходимо было усилить
доказательную базу.
Находки на городище Шаштепа. Фото ИА «Фергана.Ру»
Но теперь мы точно знаем, что переселение народов из Приаралья
произошло в конце III – начале II века до нашей эры – никак не позже.
Потому что на их прародине ко II веку до нашей эры уже была пустыня,
непригодная для жизни. Отсюда и возникает эта дата – 2200 лет.
- Но почему юбилей празднуется именно в этом году, а не, скажем,
в прошлом или будущем, ведь вы не можете определить дату с точностью до
года?
- Ну, это не ко мне вопрос. Мы, археологи, лишь предоставляем
данные, факты, которыми располагаем, а что делать с этими фактами,
решается наверху. Сначала в Узбекистан был сделан запрос от ЮНЕСКО,
затем из ташкентского хокимията поступил вопрос в Академию наук: нет
ли, с точки зрения историков, каких-либо событий и важных дат, которые
ЮНЕСКО может включить в свой план мероприятий?
Находки на городище Шаштепа. Фото ИА «Фергана.Ру»
И тогда я им напомнила, что мы уже несколько десятков лет работаем
на раскопках таких-то археологических памятников древнего Ташкента, у
нас собрано множество материалов, которые можно использовать для
празднования начала истории города. Исходя из наших данных, ЮНЕСКО и
включила юбилей Ташкента в свой календарь на 2009 год. А уже затем
последовало соответствующее Постановление президента республики.
- Согласно тому же Постановлению президента, празднование юбилея
было запланировано на текущий май. Потом пошли слухи, что праздник
пройдет летом…
- Я не знаю, когда именно будет отмечаться юбилей города. Видимо,
это будет в сентябре. Знаю точно, что в двадцатых числах мая пройдет
большая международная научная конференция. Кстати, подобная
конференция, организованная ЮНЕСКО и посвященная юбилею Ташкента,
прошла год назад, с 7 по 10 апреля, в Париже – в ней приняли участие и
несколько ученых из Узбекистана. Тогда же прошел и большой праздничный
концерт с участием наших деятелей культуры.
На городище Шаштепа. Фото ИА «Фергана.Ру»
- Получается, в Европе наш юбилей уже отметили год назад… А что
если через несколько лет обнаружится, что Ташкенту не 2200, а, к
примеру, 2500 лет? Опять будем отмечать юбилей?
- Я всегда подчеркиваю: исполняется 2200 лет именно городской
культуре на территории Ташкента. И я могу сказать совершенно
определенно – дальнейшее «старение» города исключено. На сегодняшний
день так хорошо изучена стратиграфия всех памятников внутри города, что
подобного открытия произойти уже не может.
Например, Шаштепа – не самое древнее поселение на территории
современного Ташкента. Есть археологические находки, свидетельствующие
о том, что через его территорию в глубокой древности проходили разные
племена, и они, преимущественно, жили в землянках. Но это были
кочевники, и говорить о какой-то городской культуре тут вообще не
приходится. Они прошли, оставили свои визитные карточки в виде
погребений, и пошли дальше на юг, в сторону современного Туркменистана.
Возраст ташкентской городской культуры проверен и на других
памятниках Ташкентского оазиса, Арыси и других районов, расположенных
вдоль Сырдарьи, - везде ее начало датируется II веком до н.э. А вот,
например, южнее, в Ахангаране, есть городище Канка. Там пораньше – III
веком до н.э.
На городище Шаштепа. Фото ИА «Фергана.Ру»
- А с какими открытиями связаны все последние, аналогичные
ташкентскому, юбилеи в Узбекистане? Например, до некоторых пор мы были
уверены, что Самарканду 2500 лет, но недавно вдруг выяснилось, что 2700…
- Все эти новые даты связаны с новейшими археологическими
открытиями. Если взять, к примеру, Самарканд, рядом с ним недавно была
найдена вторая столица Согда – Куктепа, откуда началось городское
строительство, которое затем перекинулось на Афросиаб.
* * *
По словам Маргариты Филанович, сегодня Шаштепа как памятник истории и археологии совершенно не охраняется государством.
На городище Шаштепа. Фото ИА «Фергана.Ру»
- Несмотря на грядущий юбилей Ташкента, со стороны государства
чувствуется полное безразличие по отношению к памятнику Шаштепа, -
считает Филанович. – Вот, к примеру, Министерство по делам культуры и
спорта сейчас в рамках плана комплексных мероприятий к юбилею города
занимается облагораживанием памятника Мингурик. А Шаштепа – главный
виновник торжества – почему-то остался за пределами внимания властей
города, как это ни парадоксально. Там пасется домашний скот, местная
ребятня играет в войнушку…
Шаштепа никем не охраняется. Фото ИА «Фергана.Ру»
Куда мы только не обращались: и в Минкультуры, и в городской
хокимият, от Академии наук было отправлено два письма в районный
хокимият – никакого ответа! И ведь не только Шаштепа – все
археологические памятники Ташкента превращены в мусорные свалки, и я
уже просто устала воевать с этим безобразием – все бесполезно...