Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Папа Римский Бенедикт XVI продолжает поездку по Ближнему Востоку.
В ходе визита в Иорданию он отслужил в Аммане мессу под открытым небом.
Присутствовали около двадцати тысяч христиан, в основном, живущих в
регионе.
Ранее, находясь в Иордании, Папа посетил мечеть,
где выступил перед лидерами мусульманских стран. Бенедикт XVI заявил,
что религия должна стать объединяющей силой для людей, вне зависимости
от конфессии. Понтифик будет находиться в регионе до 15 мая, в
понедельник он посетит Израиль и Палестинские территории. В этой
поездке Папу сопровождают многочисленные журналисты. Один из них, Алексей Букалов
говорит о том, важна ли последовательность, с которой Бенедикт XVI
путешествует по региону: сначала мусульманская Иордания, а затем только
– Израиль.
- Я думаю, что это продуманная акция и география здесь
имеет большое значение. Папа разделил поездку на несколько внутренних
смысловых составляющих. И та, которую он завершает в воскресенье,
посвящена диалогу с исламским миром. Не случайно выбрано место –
Иордания, потому что именно из Иордании поступил призыв 138 исламских
теологов начать этот диалог, именно здесь он нашел свое продолжение,
здесь Папа второй раз за свое пребывание на престоле посетил исламскую
мечеть. Это было, мне кажется, решение совершенно продуманное и
последовательное.
Есть еще одна интрига, которая должна найти
свое подтверждение: это то, что Папа, который поставил во главу угла
этой своей поездки, этого паломничества, как он называет, защиту прав и
положения христиан на Ближнем Востоке и на Святой земле. В частности,
он посетит берег реки Иордан в том месте, где, по церковному преданию,
состоялось крещение Иисуса в водах Иордана Иоанном Крестителем. И он
освятит там два камня в зданиях будущих католических церквей на этом
месте, тем самым признав официальный статус этого археологического
факта, как подлинного, не отправившись на противоположный берег
Иордана, где аналогичные святые места отмечены на израильской
территории. Во время последнего посещения папой римским этих мест, а
именно в 2000 году во время краткого визита сюда папы Иоанна Павла II,
он посетил оба берега реки Иордан, потому что к тому времени еще не
было достаточных археологических подтверждений древних находок,
связанных с этой историей.
- Это отношение к мусульманской
церкви, эти визиты в мечеть, довольно тесные контакты с иудейской
церковью - как это можно сравнить с политикой предшественника? К
сожалению, Бенедикт XVI вынужден находиться в тени очень популярного
Иоанна Павла II, который как раз и был известен своими жестами доброй
воли в отношении других религий. Rак прочитывается поездка в этом
контексте?
- Мне кажется, что это совершенно демонстративное продолжение линии Иоанна Павла II.
Но у Бенедикта XVI уже есть свои счеты с историей. Он уже успел войти в
историю, как возмутитель спокойствий, и его знаменитая речь в
университете Регенсбурга, где он процитировал слова средневекового
византийского императора из рода Палеологов о насильственной сути
некоторых учений ислама, вызвали, как мы знаем, возмущенную реакцию
исламского мира. И мне кажется, что все последующее время Папа
отрабатывает именно вот это свое неправильно, как он говорит,
истолкованное высказывание. Поэтому, с одной стороны, это, конечно,
преемственность, с другой стороны, Бенедикт XVI уже имеет какие-то свои
собственные интересы.
- Чем стремительнее развивается
современный мир, чем выше технологическое развитие, но и тем больше в
последние годы рост религиозного фундаментализма и консерватизма. В
этом контексте насколько деятельность папы Бенедикта XVI является,
скажем так, современной? Вот Иоанн Павел II совпал с эпохой
действительно больших потрясений – конец коммунизма и так далее.
Насколько в ногу со временем идет Бенедикт XVI?
- Мне трудно
судить об этом с теологической точки зрения. Практически мне кажется,
что он старается поспеть прежде всего за временем, более того, в
некотором даже смысле переадресовать тенденцию, изменить какие-то
процессы, которые, с его точки зрения, кажутся угрожающими для
католической церкви и для христианства вообще. Вот эта секуляризация,
вот это неверие, вот эти укрытия куда-то в другие совершенно сферы –
это все с тревогой отмечает церковь. Хотя Папа и говорил как-то, что
времена крестовых походов прошли, тем не менее, он свой крест несет
именно вот в этом направлении, как защитник веры, подтверждая свое
бывшее звание главы конгрегации по защите веры в Ватикане.