Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Чтобы избежать возможных противоречий,
официальные представители Ватикана пытаются объяснить, что визит папы
на Ближний Восток не является политическим. Его следует воспринимать
как «паломничество» с целью распространения «религиозного послания» о
мире. Все эти терминологические изыски по сути дела ничего не меняют:
глава Католической церкви, руководитель государства Ватикан посещает
регион, разрываемый на части самыми напряженными политическими
конфликтами нашего времени. Мир вправе ожидать от него ясной
религиозной проповеди, а также четкой политической позиции относительно
израильско-палестинского конфликта.
В марте 2000 года Иоанн
Павел II наметил пути к примирению, посетив Израиль. Он принес
извинения за столетия клеветы и преследований, творившихся Церковью и
христианами (или при их пассивном или активном соучастии). Этот шаг был
важным и необходимым. Тем не менее, не следует ожидать того же самого
от Бенедикта XVI: и международному сообществу, и Ближнему Востоку
нужно, чтобы папа сделал следующий шаг, от произнесения извинений к
принятию ответственности.
Практически, это означает действие одновременно в двух различных
сферах. Необходимо раскрыть архивы Ватикана и добиваться большей
прозрачности в том, что касается прошлого. Помимо извинений,
самокритичный подход и принятие ответственности, основанное на
достоверных фактах, пойдут на пользу всем христианам и улучшат
отношения с иудеями. Все это очень нужно, ведь мы все еще надеемся, что
нынешний папа пойдет по стопам своего предшественника и будет
поддерживать межрелигиозный диалог, способствовать улучшению понимания
и развитию религиозного плюрализма, взаимоуважения и признания общих
ценностей.
Ясность этого религиозного послания придаст вес и посланию
политическому. Израильско-палестинский конфликт – это конфликт
политический, однако ничто не мешает религиозному лидеру сделать так,
чтобы его голос был услышан. Мы постоянно слышим, что это конфликт
между евреями и арабами, или иудеями и мусульманами. Папа должен ясно
заявить, что права всех верующих должны пользоваться равным уважением.
Иудеи, христиане и мусульмане должны иметь равные права практиковать
свою религию и равное право доступа к святым местам. Замалчивая эту
проблему, папа и многие христиане по всему миру способствуют укоренению
представления о том, что это противостояние иудейско-мусульманское:
парадоксальным образом, чем меньше религиозных лидеров говорят о
равенстве, тем больше это становится конфликтом между двумя религиями.
Кроме того, нужно, чтобы папа был последовательным в отношении
христианских ценностей и говорил правду: на нем, как на главе
Католической церкви, лежит моральная обязанность быть на стороне бедных
и угнетенных. Палестинцы являются угнетенными, они страдают от
невыносимой блокады в секторе Газа. Предыдущие папы извинялись за
прошлое, долг же Бенедикта XVI заключается в том, чтобы напомнить
ведущим странам мира, что они несут ответственность за свои действия. И
послевоенный визит папы ни в коем случае нельзя представлять как
простое паломничество: какое бы давление на него не оказывалось, чтобы
снова и снова просить прощения, необходимо ясное и реалистичное
послание Церкви по ближневосточному конфликту.
Будем надеяться, что папа напомнит израильскому премьер-министру
Нетаньяху (чья партия не признает палестинское государство) и его
министру иностранных дел Либерману, что не будет никакого мира без
справедливости и что кровь палестинцев имеет такую же ценность, как и
кровь израильтян. Молчание по этому вопросу будет означать поддержку
Израиля: во времена репрессий, избегать политики, это тоже политика.
Хватит ли у папы политической смелости стать религиозным лидером
современности, напоминающим нам об этической ответственности власть
имущих и о равном достоинстве и праве на сопротивление угнетенных?
Именно таким было послание Иисуса, и таким оно и должно оставаться, в
Израиле и повсюду в мире.